admin

Яценко С.А. (Москва), Косых А.М. (С.-Петербург)

Музыканты в искусстве средневековых Новгородской и Псковской республик:
костюм и инструменты (XIII-XV вв.)

// Из доклада на 11-й международной конференции исследовательской группы ICTM по иконографии зрелищных искусств Образы музицирования и культурный обмен между Западом и Востоком. Пекин, Китайская консерватория, 28 октября 2012 г.

[Yatsenko Sergey A. (Moscow), Kossykh Aleksey M. (St.-Petersburg)

Musicians in the Art of Medieval Novgorod and Pskov Republics:

Costumes and Instruments (the 13th-15th cc.)

// From the paper for the 11th conference of the ICTM Study Group on Iconography of the Performing Arts Images of Music Making and Cultural Interchange between the East and the West, Beijing, October 26-30, 2012].

Новгород и Псков (ставший независимым с 1348 г.) были торговыми республиками на северо-западе Древней Руси, тесно контактировавшими с соседями (Германия, Швеция и др.). Здесь музыканты представлены в декоративно-прикладном искусстве и в книжных иллюстрациях, изредка – в стенной живописи.

Это обычно сидящий мужчина, играющий на струнных гуслях с корпусом разных форм (треугольник, полукруг, но чаще близкий к трапеции), аналоге псалтыриона / psaltery, длиной 70-90 см (гравюра посольства Адама Олеария, 1639 г.), изредка – стоящий мужчина с трубой (инициал Р Микулина Евангелия) (рис. 1, 3) или сидящий с домрой (фреска Ант скоморох в церкви с. Мелетово в 40 км от Пскова) (рис. 1, 5). Эти инструменты активно использовались в богослужебной музыке и в католических странах. Не случайно гусли называют первыми в списке инструментов, популярных у духовенства (Поучение митрополита Даниила XVI в.) (Фамицын, 1889, с. 63) и последним в списке инструментов профессиональных скоморохов, которые царь Алексей приказал уничтожить по всей стране в 1648 г. (Белкин, 1975, с. 177). Прототипом образа сидящего музыканта, был библейский царь Давид, но здесь изображены именно русские музыканты из групп скоморохов…

…Костюм музыкантов древнерусских торговых республик в XIII-XV вв., судя по изображениям разных типов, имеет ряд особенностей (рис. 4). Они связаны со статусом этих лиц, с характером развлекательной культуры Новгорода и Пскова, а также в ряде случаев с иностранной модой (монгольской из Золотой Орды и западноевропейской). Даже самые богато одетые музыканты-скоморохи не имеет тех роскошных полихромных одежд со вставками цветных камней византийского облика, которые ранее носили придворные актеры столицы единой Руси – Киева (фрески Софийского собора) (рис. 1). На цветных изображениях в церковных книгах мы обычно видим одежды белого цвета и красную обувь (рис. 2, 1-3), а сами музыканты (в отличие от ранней Киевской Руси) всегда гладко бриты, без бороды и усов. К сожалению, поза музыкантов (особенно – сидящих с гуслями) часто не позволяет выяснить, распашная у них одежда или нет, какова ее длина, есть ли пояс и каков он.

Головной убор музыкантов менялся со временем. В Киевской Руси в XI-XIII вв. это были колпак из ткани конической формы или берет, реже - полусферическая шапка с каймой из меха (рис. 2, 1 – Псковская Псалтырь). В XIV в. мы видим колпак из жестких материалов с расширяющимися полями (рис. 3, 2) (похожие, судя по ряду упоминаний, носили еще в 1-й половине XVII в.) (Молева, 1971, с. 148) и войлочные шапки с перьями на макушке, популярные в различных частях бывшей Монгольской империи (рис. 2, 4) (Горелик, 2010, табл. 4, 1; 6, 15, 17, 20, 33, 47; 7, 14). В XV в. известны высокие колпаки с перьями на макушке монгольского типа (рис. 3, 3) (Там же, табл. III, 32-33). В середине XV в. музыканты носят шляпы разных типов – как западноевропейского происхождения (рис. 3, 4), так и монгольского (рис. 2, 4). На изображениях под головными уборами видны длинные волосы: курчавые - в XIV в. (рис. 2, 3-4), и прямые - в XV в. (рис. 3, 4).

Обувь музыкантов меняется от длинных чулок-ноговиц XIII в. (рис. 2, 1) и сапог тюркского типа с острым выступом под коленом, известных с рубежа XII-XIII вв. (рис. 2, 2; 3, 1), до сапог жесткой конструкции на высоком каблуке (рис. 3, 4). Последние появляются на Руси именно в Новгороде как раз около времени создания этих изразцов, и такую обувь сегодня связывают с восточными соседями Руси (Осипов, 2012, с. 183).

Одежды музыкантов – это как рубахи-верхницы разных типов (с разрезом на груди и богато оформленным подолом) (рис. 2, 1, 4), так и кафтаны и однорядки (застегнутые серией навесных петель и пуговиц или запахнутые) (рис. 2, 2-3; 3, 1). Интересен архаичный декор рубахи Псковской Псалтыри (вышивка из золотых звезд на плечах в сочетании с декором разрезов подола), впервые появившийся еще в III-IV вв. в сасанидском Иране. Кафтан трубача из Микулина Евангелия имеет фигурные прорези на рукавах и подоле, характерные для западноевропейского костюма того времени (рис. 2, 3). Влияние католических стран проявляется и в декоре венчика на его голове, с имитированными по бокам крыльями (которые у музыкантов, возможно, связывалась с Меркурием – создателем лиры: Даркевич, 1988, с. 71). На глазурованных кирпичах сер. XV в. музыкант, которому аристократ подносит чашу вина (?), одет в подаренный (?) длинный кафтан с меховым воротом (рис. 3, 4).

Литература

Белкин А.А. Русские скоморохи. М.: Наука, 1975, 194 с.

Горелик М.В. Введение в историю монгольского костюма X-XIV веков // Батыр. № 1. М., 2010, с. 16-79.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. Москва: Наука, 1988, 343 с.

Молева Н.М. Музыка и зрелища в России XVII столетия // Вопросы истории, 1971, № 11, с. 143-154.

Осипов Д.О. Кожевенно-сапожное ремесло Новгорода Великого X-XVII вв. Дисс… докт. ист. наук. М.: МГУ, 2012, 260 с.

Фамицын А.С. Скоморохи на Руси. СПб.: Э. Арнгольд, 1889.

Иллюстрации


Рис. 1. Столичные скоморохи-музыканты в искусстве Киевской Руси (Софийский собор, Киев).


Рис. 2. Музыканты в живописи Новгородской и Псковской республик: 1- Псковская Псалтырь, инициал Д (XIII в.); 2 – Служебник, Новгород, инициал Д (XIV в.); 3 – Микулино Евангелие, Новгород, инициал Р (XIV в.); 4 – Недельное Евангелие, Новгород (?), инициал (1357 г.); 5 – фреска Ант скоморох, с. Мелетово (1465 г.).


Рис. 3. Музыканты в прикладном искусстве Новгородской и Псковской республик: 1 – накладка из рога лося, Новгород (сер. XIV в., находка 2003 г.); 2 – глиняный водолей, Новгород (деталь, XIV в., находка 2003 г.); 3 – бронзовые бляхи пояса, Псков (XV в., находка 1985 г.); 4 – печной изразец, Новгород (фрагмент, сер. XV в., находка 1952 г.).


Рис. 4. Костюм музыкантов Новгорода и Пскова XIII-XV вв.: 1 – Псковская Псалтырь (XIII в.); 2 – Служебник, Новгород (XIV в.); 3 – Микулино Евангелие, Новгород Р (XIV в.); 4 – Недельное Евангелие, Новгород (?) (1357 г.); 5 – церковь в с. Мелетово (1465 г.); 6 – костяная накладка, Новгород (сер. XIV в.); 7 – глиняный водолей, Новгород (XIV в.); 8 – бронзовые бляхи пояса, Псков (XV в.); 9 – печной изразец, Новгород (сер. XV в.).