Прялки и прядение
Древнейшим и простейшим приспособлением для производства пряжи была ручная прялка, состоявшая из веретена, пряслицы и собственно прялки. Перед началом работы прядильное волокно прикрепляли на какой-нибудь воткнутый сук или палку с развилкой (позже этот сучок заменили доской, которая и получила название прялки).
Затем мастер вытягивал из клубка пучок волокон и присоединял к особому приспособлению для скручивания нити. Оно состояло из палочки (веретена) и пряслицы (в качестве которой служил круглый камешек с дырочкой посередине). Пряслица насаживалась на веретено. Веретено вместе с прикрученным к нему началом нити приводили в быстрое вращение и тотчас отпускали. Повиснув в воздухе, оно продолжало вращаться, постепенно вытягивая и скручивая нить. Пряслица служила для того, чтобы усилить и сохранить вращение, которое иначе прекратилось бы через несколько мгновений. Когда нить становилась достаточно длинной, мастерица наматывала ее на веретено, а пряслица не давала растущему клубку соскользнуть.
Затем вся операция повторялась. Несмотря на свою простоту, прялка была удивительным завоеванием человеческого ума. Три операции - вытягивание, кручение и наматывание нити объединились в единый производственный процесс. Человек получил возможность быстро и легко превращать волокно в нить. Заметим, что в позднейшие времена в этот процесс не было внесено ничего принципиально нового; он только был переложен на машины.
Сегодня специализированные магазины и отделы по реализации пряжи насыщены разнообразными видами пряжи. И мы, решив связать очередную вещь, отправляемся на поиски подходящего материала не задумываясь о процессе изготовления пряжи и ниток.
Ручным прядением занимаются немногие, но в отдельных районах России некоторые мастерицы все еще используют ручной способ изготовления пряжи. Достаточно вспомнить оренбургский платок и вещи из пуха донской козы. Эти вещи хранят тепло рук рукодельниц, и может быть, частицу ее души. Процесс прядения неразрывно связан с прялкой - приспособлением, с помощью которого получались нити, использовавшиеся для тканья, шитья, вязания.
Немного об истории этого ремесла. С давних пор прялка сопровождала женщину с раннего детства и до самой старости. Мастера по дереву старались раскрасить прялку, чтобы придать ей неповторимый вид. Были праздничные прялки и прялки для будней. Наиболее интересными являются праздничные, подарочные прялки, декорированные резьбой, резьбой с подкраской и росписью.
Связь прялок со свадебной обрядностью и обычаем дарить их девушке, достигшей возраста невесты, продлила развитие этого жанра до первых десятилетий XX века. Праздничные прялки создавались для участия девушек и женщин в трудовых обрядовых празднествах - зимних посиделках.
Прядение относилось к числу важнейших женских работ, необходимых для обеспечения семьи. В отдельных районах оно было связано и с изготовлением холстов на продажу - работа трудоемкая и однообразная. Народная мудрость научила выполнять ее коллективно и связала с традиционной обрядностью, имевшей прямое отношение и к трудовым календарным праздникам и событиям свадебного цикла. С начала зимы девушки и женщины собирались вечерами в просторной избе для совместной работы, которая называлась "посиделками", или "беседами". Приглашались и парни. Во время посиделок прядение сочеталось с пением, шутками, занимательными рассказами и играми, ухаживанием парней за девушками. Это приучало готовиться к посиделкам как к празднику. Вечер первых зимних посиделок назывался "смотром невест". К этому моменту отец дарил дочери, впервые идущей на посиделки, нарядную прялку, красота которой свидетельствовала о благополучии и достатке семьи, из которой происходит невеста.
Дарение прялки сопровождалось выражением девушке-невесте добрых пожеланий, содержание которых вкладывалось в украшение прялки и раскрывалось средствами наглядного образного языка народного декоративного искусства. На вопрос о том, что означают изображения на прялках, северные старожилы отвечали: "Добрые пожелания", "Родительское благословение", "Пожелание, чтобы жизнь была подобна цветущему саду", "Напутствие", "Мир божий". Эти ответы, близкие по смыслу, дополняют друг друга, помогая понять, что смысловое толкование получали и форма прялки и рисунок орнаментального декора.
Самопрялка
Первым "механизмом" для скручивания из относительно коротких волокон льна, хлопка, шерсти, конопли и т.д. непрерывной длинной нити были ловкие руки, которыми мастерицы свивали в одну нить (сучили) пряди этих волокон. Дело пошло значительно быстрее, когда появилось веретено. Но только самопрялка (рис. 1), взявшая на себя функции и по скручиванию пряхи, и по ее наматыванию, значительно облегчало труд пряжи, ограничив ее работу равномерной подачей шерсти или других волокон в отверстие рогульки (рогала) самопрялки. Конечно, приводить в действие самопрялку, то есть вращать колесо, тоже должна была мастерица, но уже ногой.
Рис. 1. Конструкция старинной самопрялки:
1 — поперечина между задними ножками скамейки; 2 — подножка; 3 — шатун; 4 — колесо; 5 — стойка-опора колеса; 6 — раскос; 7 — наголовок со шпилем; 8 - основание (скамья с тремя ножками); 9 — регулирующий винт
И если с помощью веретена за день из волокна удавалось напрясть чуть более двух пасм, то самопрялка помогала изготовить до пяти таких пасм ежедневно.
А для незнающих, что такое "пасмо" напомним, что на Руси пряжу мерили в мотках, или мотах. Последние получали, перематывая пряжу с веретена или катушки-шпули самопрялки на мотовило или тальку - палку с рогулькой на одном конце и поперечной планкой на другом. Длина нити в мотке зависела от региона, где изготовляли пряжу, и в одном из них составляла, например, 800 аршин. Так вот, пасмо - это часть мотка. В упомянутом выше мотке содержалось пять пасм, то есть длина нити в каждом пасмо - 180 аршин.
Моя прялка не прядёт,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идёт,
Видно, долго сердится.
Самопрялка — лежак (слева):
а — колесо;
б — катушка-шпулька;
в — подножки; г — шатун;
д — струна; е — стояк;
ж — винт.
XX в. Новгородская обл.
Самопрялка — стояк (справа): а — колесо; б — шпулька; в — подножки; г — шатун; д — струна; е — стояк; ж — винт; з — гонок