Роспись южно-карельских прялок
Украшение прялок цветом и рисунком – явление относительно позднее и на территории Карелии вошло в широкий обиход во второй половине XIX века041. Наблюдения показывают, что часто этот декоративный прием воспринимался как лучший способ обновить изношенную поверхность: значительное число известных нам южно-карельских прялок окрашено, а затем и расписано, поверх орнаментальной резьбы. Окрашивание и роспись в большинстве случаев выполнены масляными красками. Нередко встречаются прялки с двумя слоями краски, причем на деревянную поверхность сначала наносили красновато-коричневую краску (мумию), а затем покрывали ее основным тоном. У нескольких прялок в качестве основы использован беловатый грунт.
Поверхность прялки могла быть однотонной, но чаще окрашена в два цвета: почти вся вертикальная часть светлого тона, пята и ближняя к ней треть донца – темного, или даже черного цвета. Оставшийся конец донца, как правило, не окрашен. Основные тона окраски вертикальной части прялок – различные оттенки коричневого (преимущественно – красно-коричневого) и зеленого цвета. Очень редко прялки окрашены в розовый (КП-35/70) и синий (КП-215/3; 162/1) тона. На одной из однотонно окрашенных прялок обнаружился прием, иногда используемый мебельными мастерами: по сырой темно-синей краске гребешком нанесены волнообразные линии042.
Подчеркнутое выделение пяты темным цветом больше нигде не повторяется с такой последовательностью, как на прялках ливвиков. Вероятно, к рубежу 19-20 веков, память о смысле символа, каким являлась прялка, была еще жива. Это позволило найти в новой декоративной технике способ выделения семантически значимого места с помощью цвета. Пята, выкрашенная темной краской и дополненная арочным навесом, напоминающим киворий, часовню-беседку, или торжественный и мрачный портал, может служить символом входа в иной, нижний мир.
В южном регионе нередко встречается и многоцветная раскраска различных частей прялки. Так, у прялки из д.Акимово Пряжинского района (КП-68) нижняя часть пяты черная, арочный воротничок желтый, ножка зеленая, с коричневыми поясками, лопаска – красно-коричневая с охристым оттенком. У прялки из д. Вешкелицы Суоярвского района (КП-398/2) верхушка лопаски и пята окрашены в красно-коричневый цвет, нижняя половина лопаски – желтая.
На некоторых прялках можно наблюдать многоцветное раскрашивание резного орнамента. Пример подобной раскраски предоставляет прялка из фондов Карельского государственного краеведческого музея043. В фондах музея-заповедника «Кижи» хранятся прялки, у которых резной орнамент подправлен, а местами дорисован красками. У прялки из д.Малая Сельга Олонецкого района (КП-331/4) резные вертикальные бордюры выкрашены темно-синим цветом, поверх которого нарисованы симметричные белые кружки с желтой серединой. Случается и полное переписывание резного орнамента. У прялки из д.Акимово Пряжинского района (КП-68) резьба покрыта толстым слоем красно-охристой краски, поверх которой заново выписаны основные элементы орнамента – зональные линии, парные завитки, ромбическая сетка. Все линейные элементы сопровождаются многочисленными контрастными по цвету точками. На обороте резьба скопирована более вольно, а вдоль вертикальной оси протянулась цепь разноцветных кружков с точками по окружности. Цвета росписи – синий, голубой, желтый, зеленый, коричневый и белый. (Рис.11).
Довольно часто роспись соединяет отвлеченное, геометрическое и реальное, «жизненное» начало. На миниатюрной прялке из д. Пульчейла Пряжинского района (КП-59/1) по светлому охристому фону, в два цвета – сине-черным и желтым, – написана четырехъярусная композиция, где в квадратах, ромбах или пятигранниках располагаются «схемы» растений (или рогатых существ?). По ножке спускаются Sобразные завитки, а отсутствующий на прялке рельефный нижний поясок заменен рисованным. Изображение предельно схематично и наивно, может быть, даже выполнено детской рукой. Однако зонирование росписи и логика размещения в ярусах фигур-знаков указывают на традиционность художественного мышления автора. (Рис.12).
В росписи прялки из д. Клещейла Пряжинского района (КП-35/70) соединены геометрические и растительные мотивы. Обе плоскости лопаски, окрашенные в розоватый цвет, разделены на три яруса. В среднем ярусе, в ромбе, – розетка-цветок с многочисленными разноцветными лепестками (желтыми, синими, черными). Внизу – такой же цветок, но с изогнутыми лепестками, напоминает вихревую розетку. Вверху мало понятное сочетание разноцветных линий составляет подобие цветка и листьев. Такие прялки особенно часто встречаются в окрестностях озера Сямозеро.
В этих местах обычна ярусная композиция росписи. Лицевая сторона лопаски обычно разделена на 3-8 ярусов. На оборотной стороне деление плоскости всегда трехчастное. Особенно распространен особый вид узора, в котором растительные мотивы узнаются с трудом. Черные линии сходятся углами, напоминая ель, или образуют ромбическую сетку, выстраивают параллельные дуги или рисуют парные мелкие звездочки. Иногда черные линии дублируются линиями другого контрастного цвета – желтого, зеленого, белого. В ряде случаев расписной орнамент носит билатеральный характер. Фон росписи чаще всего рыже-красный или охристый044. (Рис.13).
Есть еще один сходный вариант росписи, распространенный у северных окраин региона. В отличие от предыдущего примера, основным мотивом становятся крупные циркульные розетки, лепестки которых раскрашены контрастными цветами. Часто одновременно с раскраской лепестков раскрашивается и плоскость круга внутри розетки. Для этого круг разбивается на четыре сектора. Верхний и нижний сектора окрашиваются темным, боковые – светлым цветом045. Такая роспись не известна на прялках южной и средней Карелии, однако чрезвычайно напоминает резные и расписные орнаменты, широко бытующие на прялках северо-запада Карелии, в том числе на прялках северных карел. (Рис.14).
В районе озера Сямозеро бытуют прялки, в росписи которых изображения цветов условны и обозначены только лепестками, свободно лежащими вокруг сердцевины. В похожей манере работал Иван Петрович Макаров (1859-1935 гг.), столяр из Лахты046. Его прялки популярны на восточном побережье озера Сямозеро. Архаичная композиция росписи делит лицевую поверхность лопаски на пять ярусов. В верхних трех ярусах – ряды белых точек; в нижнем ярусе – перевернутые парные побеги-завитки; в средней зоне – огромный овальный цветок с четырьмя парными листьями-завитками. Манера письма графична: черной линией рисуются только контуры изображений. Иногда черная линия дублируется белой, желтой, темно-зеленой или коричневой линиями. (Рис.15).
Схематичность изображения сохраняется и в росписи, где геометрических фигур уже нет, а основу композиции составляют полностью узнаваемые цветы, листья, ветви. Однако наиболее существенным оказывается не реальность изображения, а орнаментальное сочетание цветовых пятен. Так, по коричневому фону прялки из д.Пряжа047 из вазона поднимается цветочная ветвь, написанная в виде цепи синих и красных цветов. Благодаря оживкам, в них можно узнать розы, однако оживки используются не для передачи объема, а скорее – для графического обозначения цветка и усиления ритмики чередования пятен. Пестроту вертикали уравновешивают ярко-зеленые листья с желтыми ягодами. Ритм чередования листьев и ягод сложный, угловатый, и в то же время привлекательный.
Более реалистичные изображения чаще встречаются на прялках из деревень, лежащих к югу от Сямозера и Пряжи. Например, прялка из д. Кукойвара Пряжинского района048, на лопаске которой из вазона произрастает зигзагообразная ветвь с правильно чередующимися листьями. Ветвь легко узнаваема, однако, листья и оживки на них являются только средством подачи яркого ритмичного сочетания голубого и желтого цветов. У многих прялок049 рассматриваемых местностей оживки носят характер графического контура и, по сути, являются не изобразительным, а орнаментальным приемом. (Рис.16).
У прялки из д.Ламбинаволок Пряжинского района050 правдоподобие рисунка листьев и цветов довольно значительно, однако и здесь доминирует строгая ритмика геометрического орнамента. От нижнего пятилепесткового цветка вверх поднимается цепь восьмилепестковых розовых и желтых распластанных цветов. Уверенный рисунок, аккуратный мазок говорят о работе мастера-самоучки. (Рис.17).
Профессиональный навык обнаруживается на группе прялок, две из которых051, по «легенде», написаны крестьянским художником Матти Мякиненым (1856-1924 гг) из д.Руокоски Пряжинского района. Индивидуальная манера Матти Мякинена проявляется и в росписи на других безымянных прялках (например, из д.Утозеро Олонецкого района и из д.Погранкондуши Питкярантского района052). У прялок темный, сине-зеленый или зеленый фон; цветочная ветвь из размашисто написанных роз и крупных ягод-виноградин. Роспись спускается на ножку, где чередуются горизонтальные, синие и красные лепестки. Некоторая объемность цветов и ягод достигается оживками, система наложения которых также носит декоративный, но не реалистический характер. (Рис.18)
Работу одного круга мастеров можно наблюдать и в прялках КП-331/6 (д.Малая Сельга Олонецкого района) и КП-1003 (д.Пряжа). Лопаски расписаны с разным умением, но роспись объединяют одинаковая палитра, форма и приемы написания цветов и листьев, система их чередования. По коричневому фону – цепь роз, чередующихся с бирюзовыми листьями и желтыми ягодами.
К сожалению, на лопаске прялки из д. Иммалица Олонецкого района (КП-256/16) сохранились только остатки великолепной профессиональной росписи, которую можно отнести к крестьянскому искусству только по мотиву и расположению на предмете крестьянского обихода.
Итак:
Прялки первого пропорционального типа (с пропорциональным соотношением высоты лопаски к общей высоте прялки, равным 0,6) обладают общей конструктивной схемой, сходным силуэтом и одной системой резного декора. Ареал распространения прялок занимает юго-запад Карелии и, в основном, совпадает с территорией проживания карел-ливвиков (первый пропорциональный тип).
Вариации пропорций, объемно-силуэтного решения и резного декора концентрируются в северной части ареала, в местах контакта с людиковским населением и представляют собой своеобразные формы, переходные к третьему пропорциональному типу прялок, свойственному средней и северной Карелии. Однако на юге ареала, на границе с территорией расселения вепсов, подобного постепенного перехода форм к соседнему второму пропорциональному типу обнаружить не удалось.
Композиция резного декора прялок ливвиков конца 19 – начала 20 веков повторяет древний орнамент, но не имеет аналогов на других предметах быта. Появление архаичной композиции может быть объяснено общественно-политическими реалиями этого периода.
Окраска, раскрашивание прялки и ее резного орнамента, а также роспись, в основном, не отличаются от таковых в других регионах Карелии. Однако ярусная композиция, некоторые мотивы росписи, соединяющие геометрический символ и растительное начало, контрастные точки, подчеркивающие силуэт изображений, придают своеобразие художественной местной традиции. Как особенность, можно отметить постоянное выделение пяты темным цветом, вероятно, связанное с семиотическим статусом прялки.
О.А.Набокова - ПРЯЛКИ ЮГО-ЗАПАДНОЙ КАРЕЛИИ В ФОНДАХ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КИЖИ»
041 Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (Карельской АССР). М; Л., 1965.
042 Прялка из д.Руга Пряжинского района (КП-5060).
043 Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. Рис.51.
044 Например, прялка Акулины Васильевны Гусевой в дер.Кишкойла, прялка в школьном музее пос.Эссойла, прялка в музее в дер.Рубчейла.
045 Прялка из дома Тупицыных в дер.Арькойла (№ КП-5079).
046 Прялка № КП-5065.
047 Прялка № КП-1003.
048 Прялка № КП-215/4.
049 Например, прялка № КП-319/17 из д. Видлицы Олонецкого района.
050 Прялка № КП-215/3.
051 Прялки № КП-215/5, (д.Руокоски Пряжинского района), КП-331/7 (дер.Гушкала Нурмолицкого с/с Олонецкого района).
052 Прялки № КП-162/1, 2380. Возможно, к ним относится и прялка КП-356/1 из д.Большая Сельга Олонецкого района.