admin

От ЗАБОРНОЙ ЗАНАВЕСКИ до ЗЫРЯНКИ

ЗАБОРНАЯ ЗАН(А)ВЕСКА — женский передник с плечами, короткой спинкой и рукавами.

По покрою напоминал рубаху-БРЫНДЁХУ (см.), только шился с более узкими рукавами. В XIX — первой четверти XX века была распространена в Смоленской губернии.


ЗАВЕСКА (ЗАН(А)ВЕСКА, ЗАПОН) — передник, принадлежность женского праздничного и будничного костюма. Передник шился из белой льняной, хлопчатобу­ мажной ткани домашнего изготовления, туникообразным, с рукавами или широкими проймами.

Заднее полотнище могло быть коротким или длинным. Переднее достигало колен. Вырез для головы имел прямоугольную или овальную форму. Праздничный передник украшался лентами, полосами цветной ткани, вышивкой и т. п.

Завеска была распространена в южных губерни­ ях Европейской России.


ЗАВОИ (ПОДВЁРТКИ) — черные или белые шерстяные портянки длиной от 110 до 350 см, ши­ риной около 30—35 см. Завой носили зимой с лаптями, оборачивая ими ступню и голень. За­ креплялись завой на ноге оборами лаптей. Иног­ да поверх шерстяных завоев наматывались хол­ щовые портянки. Праздничные завой, надевавшие­ ся прямо на ногу или поверх холщовых портя­ нок, украшались красной суконной полоской или вышивкой красной шерстью стежками, распола­ гавшейся по краю завоя. Летом завой носили без лаптей, на босу ногу. Нога от колена до ступни обматывалась завоями, а поверх них красными или черными шерстяными оборами. Икры обматывались для того, чтобы при ходьбе их не оббивала тяжелая понёва.

Завой были распространены в Рязанской, Туль­ ской, Калужской губерниях вплоть до конца 30-х годов XX века.


ЗАГРАНИЧНЫЙ ФАРТУК — женская нагрудная одежда, передник из ситца, сатина, шелка, шерстяной фабричной ткани с узорами.

Шился из двух полотнищ ткани, собранных складками под обшивку. По верхнему краю и подолу декорировался шелковыми лентами мали­ нового, зеленого, желтого цвета, уложенными по горизонтали, и позументом. Заграничный фартук надевался под грудь и за­ вязывался тесемками на спине в области лопаток.

Такой передник сменил в Перемышльском уезде Калужской губернии в 20-е годы XX века ста­ ринный передник с грудкой.


ЗАМЕТКА — ГРИБАТКА (см.) с крупными розетками. Термин распространен в Воронежской губернии.


ЗАНАВЕСКА — ЗАВЕСКА (см.). Передник, принадлежность женского будничного и праздничного костюма. Изготавливалась, как правило, из белой льняной или хлопчатобумажной ткани домашнего произ­ водства, иногда из белой или цветной ткани фабричного производства. Занавеска — это пе­ редник с рукавами или на широких проймах, обычно длинный, достигавший колен. По покрою выделялось две группы занавесок: туникообразные и на кокетке. Туникообразные занавески шились из одного полотнища ткани, перегнутого по утку и сшитого по бокам до пройм. На сгибе делался прямоугольный, овальный или треуголь­ ный вырез для головы. Заднее полотнище ткани могло быть коротким, прикрывающим только ло­ патки, или равным по длине переднему полотни­ щу. В последнем случае оно обычно имело вер­ тикальный разрез, начинавшийся от уровня ло­ паток. Туникообразные передники могли быть без рукавов или с прямыми узкими длинными рукавами.

Занавески на кокетке выкраивались иначе: короткий кусок ткани сгибался по утку, скреплялся по бокам, оставляя свободным пространство для вшивания прямого или слегка зауженного к за­ пястью рукава. К передней части кокетки под­ шивалось широкое полотнище ткани, которое собиралось на сборку.

Занавеска, предназначенная для праздников, бо­ гато украшалась полосами закладного тканья, лентами, тесьмой, бахромой, вышивкой, круже­ вом, блестками, бисером, располагавшимися по горизонтали. В передниках, сшитых для ношения в особенно торжественные дни или в самые большие праздники, украшения занимали большую часть подола и часть рукавов. Верхняя часть передника орнаментировалась реже. Украшения располагались на оплечьях рукавов и по обшивке ворота и пройм, если рукава отсутствовали.

Занавески будничные изготавливались из более грубого холста, чем праздничные, и обычно не орнаментировались.

Занавески были девичьей и женской одеждой русских крестьянок Южной России. Они широко бытовали в Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Воронежской, местами в Курской, Смоленской, Пензенской губерниях. Девушки надевали занавески на рубахи или на сарафаны, в тех районах, где сарафан был де­ вичьей одеждой, замужние женщины — поверх рубахи и понёвы. Туникообразный передник с рукавами был известен также в некоторых уез­ дах Новгородской губернии. Однако широкого распространения он там не получил. В Пермской и Вятской губерниях туникообразный передник из грубого холста использовался как рабочая одежда мужчин и женщин, которую они надева­ ли поверх кафтана или шубы.


ЗАПАСКА — передник, принадлежность женского праздничного костюма. Шилась из белого холста домашней выработки, белой или цветной фабричной ткани. Покрой туникообразный с длинным, до колен, передним полотнищем и коротким, до лопаток, задним, на широких плечиках, без рукавов. Ворот квадрат­ ный или овальный.

Подол запаски украшался лентами, тесьмой, позументом, бахромой. Название запаска применительно к переднику такого рода было распространено в Курской, Орловской губерниях.


ЗАПЛЕЧНИК — женское плечевое наспинное украшение. Представлял собой черный шелковый шнур с разноцветными гарусными кисточками, помпона­ ми на концах. К шнуру прикреплялось семь — девять ярких, разноцветных шелковых лент дли­ ной в 60 см. Концы лент украшались бахромой из разноцветных гарусных нитей.

Заплечник завязывался на шее таким образом, что ленты спускались на спину, закрывая ее почти полностью, а завязки с кисточками распо­ лагались на груди. Заплечники носили молодые замужние женщины Курской и Воронежской губерний.


ЗАПОН (ЗАПАН) — 1. ЗАНАВЕСКА (см.). 2. Брошь округлой формы из серебра, латуни, меди, использовавшаяся для застежки женской рубахи. Запон украшался полудрагоценными кам­ нями, янтарем, стеклом с подкладкой цветной фольги.
Название запон применительно к застежке та­ кого рода было известно в Тобольской губернии в XIX—XX веках.


ЗАПОН С НАГРУДКОЙ — женский передник из белой холщовой ткани домашней выработки, белых и цветных тканей фабричного производства.

Он шился из двух или одного полотнища ткани, к которым пришивался небольшой прямоуголь­ ный или овальный кусок ткани, называвшийся грудка, нагрудка. К нагрудке пришивались тесем­ ки, которые при надевании передника завязыва­ лись на шее. На талии передник завязывался тесьмой, пришитой в виде пояса. Запон с нагрудкой прикрывал одежду спереди до колен. Его носили обычно с рубахой и сарафаном.

Запон с нагрудкой был распространен в Новго­ родской, Псковской, Московской, Владимир­ ской, Костромской, Нижегородской, Пермской, Вятской, Рязанской, Орловской губерниях, а так­ же на Урале и в Сибири.


ЗАПОНКА — застежка ворота женской рубахи в виде двух кружков разного диаметра из кости или ме­ талла, соединенных металлическим стержнем.

Запонки вставлялись в прорези на вороте или воротнике рубахи. Были распространены по всей территории России.


ЗАПЯСТЬЯ (ЗАРУКАВЬЯ) — накладные манжеты, украшение рукавов на праздничных женских рубахах.

Представляли собой узкие полосы шелка или бархата на плотной основе с завязками в виде лент или тесьмы на концах или крючками для застежки. Лицевая поверхность расшивалась золотными и серебряными нитями, жемчугом, рубленым перламутром, украшалась цветной фольгой, блестками, стеклами в гнездах.

Иногда запястья пришивались прямо на манжеты рубах из шелка и парчи. В некоторых губерниях так называлась обшивка рукава.

Термин известен по письменным источникам с XVI века. Наибольшее распространение запя­ стья получили в северных и центральных губерниях России.


ЗАРУКАВЬЯ — ЗАПЯСТЬЯ (см.).


ЗАСТИЛКА — женский передник до талии в Скопинском уезде Рязанской губернии. Шился из двух присборенных под обшивку ввер­ ху прямых полотнищ ткани. Завязывался на талии сзади за длинные концы обшивки.
Делался короче юбки.

Праздничные застилки молодых женщин шились из яркого ситца, шелка, сатина, по нижнему краю украшались оборкой из шитья. Пожилые женщины носили застилки из набойки.


ЗДОРОВКАНЬЕ — головной убор замужних женщин типа сборника на твердой основе из парчи, позумента, шелка.

Изготавливался с широким очельем и конусооб­ разным возвышением на темени, заложенным в плотные вертикальные складки-валики. Сзади го­ ловной убор затягивался на вздержку и укршался широким бантом с длинными концами, спускавшимися по спине. Очелье шелковых и бархатных головных уборов украшалось золотной и серебряной нитью, цветными стеклами в металлической оправе, перламутром, бисером.

Иногда к здоровканью прикреплялась бисерная или жемчужная сетка — поднизь.

Такие сборники под названиями БОРУШКА (см.), МОРШЕНЬ (см.), МОРХАТКА (см.) были широко распространены на русском севере в XIX веке. Название здоровканье применительно к ним встречалось в некоторых деревнях Вологодской губернии.


ЗИПУН — мужская и женская верхняя одежда. Термин известен с XVII века. В XVII веке зипуном называлась мужская наплечная одежда типа куртки, короткая, облегающая фигуру, с неширокими рукавами. Ее надевали поверх рубахи под кафтан.

Вероятно, в боярском костюме этого периода она играла роль современного жилета. В XVIII — начале XX века зипун как наплечная одежда входил в состав костюма донского каза­ ка. Он надевался на рубаху под бешмет.

На большей же части территории России в XVIII — начале XX века зипун бытовал только как верхняя одежда, Он использовался как буд­ ничная и праздничная одежда крестьян весной и осенью, а также как одежда, надевавшаяся поверх основной верхней одежды в дорогу или во время ненастья. Назначение зипуна сказыва­ лось на его покрое и материале. Праздничные зипуны изготавливались из фабричного сукна черного, синего цветов, будничные — из серого или белого сукна домашней выработки. Как пра­ вило, это была двубортная одежда с длинными рукавами, без воротника или с небольшим сто­ ячим воротником, застегивающаяся справа нале­ во на крючки или кожаные пуговицы и кожаные петли. Зипуны шились обычно с прямой спинкой и прямыми полами, подол расширялся за счет клиньев, вшитых между ними. Такие зипуны в некоторых губерниях Южной России назывались зипуны «с фантами», «костыликами» и т. д. Кроме того, зипуны изготавливались с подрезной талией со сборками на спине или вокруг талии. Такой покрой зипуна принято считать более поздним, чем покрой с клиньями. Предполагают, что зипуны со сборками получили распрост­ ранение в послед­ ней трети XIX века.

Зипуны обычно ук­ рашались тесьмой у сшива клиньев, а по рукавам и вороту — кожей, иногда кумачом. Зипуны, использо­ вавшиеся как допол­ нительная верхняя одежда, изготавли­ вались из серого и черного сукна до­ машней выработки.

По своему покрою они представляли собой длинную (до пят) одежду с пря­ мой спинкой и пря­ мыми полами, с бо­ ковыми клиньями, без застежек, с широкими длинными рукавами и большим отложным ворот­ ником. Во время ненастья или в дороге в холода воротник поднимался таким образом, что закры­ вал голову. Его подвязывали на шее шарфом или тесьмой. Зипун подвязывался кушаком, веревкой таким образом, что концы, завязанные спереди, заправлялись за кушак справа и слева,
Зипуны были распространены на большей части территории Европейской России, в Сибири и на Алтае.


ЗИЯТКА — женская горничная одежда на лямках типа сарафана из шелковой или фабричной хлопчато­ бумажной ткани. Шилась из пяти-шести полотнищ ткани в виде надевавшейся через голову высокой пышной юб­ ки на узких лямках, собранной складками в верхней части. Лямки делались из той же ткани, обшивались кумачом или фабричной тесьмой и прикреплялись на одинаковом расстоянии друг от друга как на груди, так и на спине.

Этот вид одежды использовался в качестве праздничной молодыми девушками в Курской и Ор­ ловской губерниях в конце XIX — XX веке.


ЗЛАТОГЛАВ — головной убор замужних женщин, относя­ щийся к типу кокошников. Известен в Севском уезде Орловской губернии и Грайворонском уезде Курской губернии.

Златоглавы, бытовавшие в этих двух губерниях, по составу входивших в них предметов были одинаковы: кокошник, налобник, позатыльник, платок. Однако их внешний облик был различен.

В Орловской губернии кокошник представлял собой головной убор на твердой основе из проклеенного холста, обтянутый парчой или крас­ ным шелком. Он имел форму коробки со сглаженными гранями и круглым дном. Дно кокош­ ника и часть околыша обычно украшались вышивкой, выполненной серебряными и золотными нитками, стеклами в металлической оправе.

Налобник-тарачок изготавливался из длинной по­ лосы ткани шириной около 10 см, украшенной золотошвейной вышивкой, блестками. Позатыль­ ник прямоугольной формы на твердой основе из картона или проклеенного холста, украшенный золотной вышивкой. Кокошник надевался на во­ лосы, заплетенные в две косы, уложенные вок­ руг головы. Налобник, завязанный на затылке, прикрывал волосы спереди и с боков. Позатыль­ ник закрывал их сзади. Поверх кокошника завязывался шелковый платок, сложенный по ди­ агонали полосой. Он укладывался на кокошник выше налобника, концы перекрещивались на за­ тылке, поднимались вверх и затыкались по бокам за платок.

В Курской губернии в основе златоглава лежал кокошник другого типа, так называемый одногребенчатый кокошник. Он представлял собой твердую округлую спереди шапочку с высоким широким прямоугольным гребнем сзади. Кокош­ ник обычно обтягивался парчой или шелком, вы­ шитым золотными нитками. Остальные детали головного убора отличались от деталей орловско­ го златоглава только отделкой. Манера ношения обоих златоглавое была одинакова.

Златоглав был праздничным головным убором молодых женщин. Обычно он надевался на мо­ лодуху сразу после венчания. Она сидела в нем на свадебном пиру. В последующие годы исполь­ зовался только по большим праздникам.

Златоглавы имели широкое распространение в XIX веке. К началу XX века они стали исчезать из народного обихода, заменяясь головными убо­ рами другого типа. золотный сарафан — женская горничная одежда из парчи на узких длинных лямках.

Золотный сарафан шился из четырех-пяти по­ лотнищ ткани и имел вид юбки на длинных лямках, надеваемой через голову. Лямки делались из тесьмы или обшитого по краям полосой ткани позумента. Застежка рас­ полагалась впереди или под левой лямкой. Зо­ лотный сарафан застегивался на крючок или завязывался двумя пришитыми тесемками. Часто верхний край такого сарафана делался из более тонкой, чем парча, хлопчатобумажной ткани.

Носился золотный сарафан под грудью. Термин известен в XIX веке в Вологодской губернии.


3ОНОВКА — нижняя поясная женская одежда типа юбки. Шилась из шести — двенадцати прямых полотнищ белого мадаполама и собиралась по талии мелкими складочками под обшивку с длинными концами. Основная часть сборок приходилась на заднюю часть зоновки.

Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом. Закреплялась на талии при помощи несколько раз оборачивающихся вокруг тела концов обшивки, которые затем завязывались сбоку. Зоновка шилась длиннее верхней юбки, для того чтобы снаружи были видны кружева.

Термин известен в XIX — начале XX века у казаков Дона и Северного Кавказа.


ЗОЛОТНУХА — девичий головной убор в виде полосы позумента шириной 7 см, длиной 30 см, с пришитыми к ней лентами или кумачовыми завязками.

Позумент украшался цветными стеклами в ме­ таллической оправе и кистями из красного и желтого шелка, располагавшимися по его сторо­ нам. В некоторых селах золотнуха представляла собой позумент с лентами без всяких украше­ ний.
Золотнуха повязывалась по лбу, ленты спускались по спине.

Термин был распространен в XIX — первой чет­ верти XX века в Смоленской и Орловской гу­ берниях. золотой — головной убор невесты, представлявший со­ бой парчовый платок на картонном каркасе в форме пирамиды основанием вверх, с закрытой макушкой. К верхнему краю головного убора прикреплялся венок из бумажных роз, хризан­ тем, ягодок, зеленых вощеных листьев и ковыля. Золотой надевался на невесту накануне венча­ ния. В нем она ходила по селу, приглашая род­ ственников на свадьбу. В этом головном уборе она и венчалась. Его снимали на свадебном пиру после венца.

Головной убор был распространен у русского населения Стародубского уезда Харьковской губернии в XIX — начале XX века.


ЗУНДВ(Е)СТ (ЗЮДВ(Е)СТ, ЗЮДВЕС) — мужской головной убор из парусины, пропитанной олифой, пред­ ставлял собой шляпу с круглым верхом и срав­ нительно широкими (8—10 см) полями, разрезанными около ушей, с пришитыми короткими наушниками. Поля шапки могли отгибаться, при­ крывая затылок или лоб.

Зундвест носили рыбаки, жившие в селах по берегам Белого моря. Они надевали его, когда отправлялись на промысел морского зверя или ловлю рыбы. При этом они надевали также ОЛИФАНЕЦ (см.) и штаны из парусины, пропитанные олифой.


ЗЮДВЕС — ЗУНДВ(Е)СТ (см.).


ЗЮДВ(Е)СТ — ЗУНДВ(Е)СТ (см.).


ЗЫРЯНКА — мужской головной убор из сукна домашней выработки для весенне-осеннего сезона. Представлял собой шапку с четырехугольным пло­ ским дном с двумя короткими наушниками и лопастью сзади. Этот головной убор был заим­ ствован русскими у коми. В XVIII — начале XX века бытовал у русских крестьян, живших в деревнях по Северной Двине и Печоре. и исподочки — рукавицы, мужские и женские, надевавшиеся зимой.

Они вязались обычно на спицах, крючком из серой, черной, белой шерсти, иногда с узором, выполненным цветной шерстью — красной, зеленой, желтой, синей. По праздникам надевались орнаментированные исподочки, в будни — однотонные. В будние дни поверх исподочек надевались холщовые или ко­ жаные рукавицы.

Термин был известен в губерниях русского севера, особенно распространен в Архангельской губернии.