От ЛАБАМАХА до ЛЫЧНИЦ
ЛАБАМАХ — АРМЯК (см.) халатообразного покроя из верблюжьей шерсти. В середине XIX века бытовал у русского населения Сибири.
ЛАВОШНАЯ — ВОЛОСЯНАЯ (см.).
ЛАКОМЕИ — мужские и женские сапоги из оленьей кожи на мягкой подошве. Термин был распространен в Енисейской губернии с середины XIX века.
Лапти
ЛАПТИ (ВЕРЗНИ, КОВЕРЗНИ, КРЕСТОВИКИ, ЛЫЧНИКИ, ЛЫЧНИЦЫ, РАЧКИ) — женская, мужская, детская обувь из древесной коры преимущественно липы, ивы, а также березы, иногда вяза и можжевельника. Они представляли собой низ кую легкую обувь, использовавшуюся круглый год и привязывавшуюся к ноге длинными шну рами — ОБОРАМИ (см.).
Плетеная обувь из лыка (коры ивы) была изве стна на территории Восточной Европы с глубо кой древности. Слово «лапти» встречалось уже в письменных источниках X века. В Древней Руси и средневековой лапти — это обувь сель ского населения. Горожане носили их редко, предпочитая кожаную обувь.
В XVIII—XIX веках лапти были широко распро странены среди крестьян Европейской России.
Лапти встречались на всей ее территории, кро ме юго-восточных районов, населенных казаче ством. В Сибири и на Алтае плетеная обувь отсутствовала. Русские крестьяне северных губерний Европейской России использовали лапти как рабочую обувь: надевали их на покос, жатву, во время лесных работ. В центральных и южных губерниях лапти были как будничной, так и праздничной обувью мужчин, женщин и детей.
Лапти плелись, как правило, мужчинами для себя и своей семьи. Однако во второй половине XIX века в северных губерниях России широко было распространено также плетение лаптей на продажу через местные торжки и ярмарки.
Лапти изготавливались из узких полосок лыка (около 1 см) на деревянной колодке или без колодки специальным костяным или металличе ским инструментом — кочедыком. При плетении лаптей лычные полосы укладывались по-разно му: перпендикулярно друг к другу — так назы ваемая техника прямого плетения, под тупым или острым углом друг к другу — техника косого плетения. На большей части территории Евро пейской России были распространены лапти ко сого плетения. Однако они не были совершенно одинаковыми на всем ее обширном пространст ве. Во многих уездах Владимирской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской губерний лапти изготавливались из липовых и вязовых лык с головкой трапециевидной формы, с высо кими бортами и задником, с двумя петлями на боковых сторонах для продевания обор. Такого же типа лапти, но только выплетенные из бересты, бытовали в Тверской и Ярославской гу берниях. В Московской, некоторых уездах Владимирской, Рязанской, Смоленской, Новгород ской, Псковской, Ярославской, Костромской, Вятской, Орловской, Курской губерниях, а так же в Поволжье был распространен лапоть ко сого плетения, изготовленный из липовых лык с хорошо выплетенной круглой головкой, с высо ким задником и оборами, продернутыми через отверстия в бортах. В Олонецкой, Архангель ской, Вологодской губерниях были известны бе рестяные лапти косого плетения с высоким зад ником. В Нижегородской, Вятской, Казанской, Екатеринбургской, Пермской губерниях часто встречались лапти, с подошвой, выполненной в технике косого плетения, и головкой прямого плетения.
Лапти прямого плетения у русских встречались только в некоторых уездах Смоленской и Псковской губерний. В основном же они были распространены на Украине и в Белоруссии, а также у народов Прибалтики и западных славян.
Лапти обычно надевались с ОНУЧАМИ (см.), летом — с белыми холщовыми, зимой поверх холщовых онуч наматывались суконные или, на оборот, на суконные онучи навивались холщо вые. Все это привязывалось к ноге оборами, закрепленными на лапте и завязывавшимися под коленом или чуть выше середины икры.
Лапти для будней старались сделать прочными, чтобы дольше носились. К ним прикреплялись подметки, которые оплетались пеньковыми ве ревками или тонкими полосками древесины дуба, размоченными в кипятке. В некоторых деревнях, когда на улице было грязно, к лаптям привязы вались толстые деревянные колодки, состоявшие из двух частей: одна часть привязывалась к пе редней части стопы, другая — к задней. Буднич ные лапти, без дополнительных приспособле ний, имели срок годности от трех до десяти дней.
В праздничные дни русские крестьянки и кре стьяне надевали нарядные лапти, так называе мые писаные, т. е. лапти, головки которых вы плетались из очень узких полосок лык разнообразными узорами. Праздничные женские лапти иногда украшались разноцветной тесьмой, впле тавшейся вместе с лыком, бисером. Некоторые мастера использовали при их плетении окрашен ное в красный цвет лыко, красиво сочетавшееся с полосами лыка естественного цвета. Празднич ные лапти подвязывались черными или красны ми плетеными, ткаными оборами, подчеркивав шими белизну онуч. Мужчины в праздничные дни использовали оборы из кожаных ремешков.
С лаптями в русской деревне было связано много различных поверий. Принято было считать, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц. Считалось, что корова, окуренная после отела из лаптя, будет здорова и даст много молока. Лапоть с уложенной в него травой-мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку, вызовет дождь и т. д. Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе, отправляв шейся сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным. При встрече молодых, возвращав шихся из церкви, ребятишки поджигали лапти, набитые соломой, чтобы обеспечить им богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий.
ЛАПЧАТЫЕ ЦЕПИ — нагрудные как женские, так и мужские украшения из металлических пластин, со единенных кольцами-шарнирами.
ЛАСТИК — верхняя мужская и женская одежда для весны и осени из черного сатина или ластика на подкладке. Обычно ластик шился распашным, длиной выше колен, приталенным, между спин кой и полами вшивали от талии клинья. Клинья у пояса собирались в мелкие густые складки-кастрецы. Складок закладывалось по семь на каж дом боку. Ластик обычно запахивался справа налево таким образом, что правая пола ложилась косо. Ластик застегивался на крючки. Ворот этой одежды был овальный, а рукава длинные.
Края рукавов, подол, правая пола прострачива лись цветными нитками на швейной машинке. Ластик носили по праздникам молодые мужчины и женщины в Воронежской губернии в конце
XIX — первой четверти XX века.
ЛАТУШКА — головной убор мужчин и замужних женщин.
Мужская латушка — это головной убор из сукна домашней выделки с высоким околышем, че тырехугольным дном и наушниками с тесемками для завязывания под подбородком.
Термин применительно к головному убору такого рода был известен в XIX — начале XX века на Терском берегу Белого моря в Архангельской губернии.
Женская латушка — это два разных типа головных уборов. Латушкой назывался праздничный ПОВОЙНИК (см.) с завязками на затылке и невысоким украшенным очельем и КОКОШНИК
(см.) с плоской верхней частью овальной формы с выступом над лбом, с наушниками и жемчуж ной поднизью над лбом.
Термин латушка применительно к таким голов ным уборам был распространен на Кандалакшском и Терском берегах Белого моря в Архан гельской губернии.
ЛЕНДА (РИСКА БЕЗДОННАЯ) — девичий головной убор, представлявший собой сетку из жемчуга или бисера, низанных на конский волос. Сетка надевалась на темя, завязывалась тесемками под подбородком. Сетки были плоские, т. е. такие, что плоско лежали на темени и лбу, не образуя ни складок, ни изгибов, «бористые», т. е. такие, которые закладывались складками, идущими вдоль темени параллельными рядами, и «брылястые», т. е. гладко лежавшие на темени и подни мавшиеся в виде двух-трех дуг над лбом.
Такие головные уборы были распространены в XIX веке в некоторых уездах Тверской губернии. В начале XX века они уже почти исчезли из праздничного обихода крестьян.
ЛЕНКА — девичий головной убор из полосы шелковой ткани или позумента, проклеенной с картоном, украшенной спереди бисером, блестками. Ленка накладывалась на лоб и завязывалась на затылке, под косой, тесемками. Сзади к ней прикреплялись длинные разноцветные ленты, спускавшиеся по спине.
Термин в применении к такому головному убору был известен в Тамбовской губернии.
ЛЕНКИ — женские наспинные и нагрудные украшения из шелковой ткани, дополнения к костюму.
ЛЕНКИ ЗАДАВЫЕ — наспинное украшение в виде шелкового шнура или тесьмы с перекидывавшимися че рез него или пришивавшимися к нему длинными (до 50 см) петлями из широких одноцветных красных, синих, зеленых лент. Петель этих было от пяти до семи. На концы тесьмы или шнура прикреплялись кисточки из разноцветного гару са, блестки, бисер.
При надевании ленок задавых шнурок завязывал ся впереди на шее, а концы его спускались на грудь. Были распространены в южных губерниях Европейской России. нагрудное украшение сходной конструкции, но длиной только до 25 см. На них делалось обычно две-три петли, но ленты использовались как однотонные, так и с вытканными цветами.
Часто ниже шнурка на петли ленок нашивалась полоса позумента или металлическая бахрома и пуговицы, блестки, бисер. Этот тип украшений получил рас пространение в Задонском и Землянском уездах Воронежской губернии.
ЛЕНКИ ПАДДУШНЫЕ - нагрудное украшение сходной конструкции, но длиной только до 25 см.
На них делалось обычно две-три петли, но ленты использовались как однотонные, так и с вытканными цветами. Часто ниже шнурка на петли ленок нашивалась полоса позумента или металлическая бахрома и пуговицы, блестки, бисер. Этот тип украшений получил распространение в Задонском и Землянском уездах Воронежской губернии.
ЛЕНТА — девичий головной убор. Этим термином, рас пространенным на всей территории расселения русского народа в Европейской России и Сиби ри, обозначались различные в конструктивном отношении головные уборы.
1. Наиболее часто лентой называли сравнитель но широкую (от 8 до 12 см) полосу позумента, шелковой или парчовой ткани на подкладке холста или набойки с длинными концамилопастями из той же ткани. Ее надевали на лоб так, чтобы макушка оставалась открытой, а концы спускались по спине. Ленту скрепляли на затылке под косой тесемками.
Очелье такой ленты украшалось золотной вышивкой, белым бисером, блестками, иногда жемчугом, искусственными цветами, кусочками шелка, позумента или плиса.
Концы лопастей отделывались шелковыми лентами, металлическим кружевом. В неко торых деревнях под ленту надевали жем чужную или бисерную поднизь, спускавшую ся на лоб.
2. Термин лента применялся также и к головному убору в виде обруча из бересты, обтянутого шелком, позументом, украшен ного спереди жемчугом, белым бисером, имитировавшим жемчуг, золотной вышив кой. Сзади к обручу были прикреплены ленты, спускавшиеся по спине. Иногда к ленте прикреплялась бисерная или жем чужная поднизь, закрывавшая лоб до бровей.
3. Лентой в некоторых деревнях назывался так же платок, сложенный в виде неширокой полосы (около 4 см), надевавшийся на лоб и завязывав шийся на затылке. Передняя часть платка укра шалась позументом, бахромой, цветным бисером.
Ленты были праздничными головными уборами: их надевали на весенне-летние гулянья молоде жи, на зимние посиделки, рождественские игри ща, на свадьбу и т. д.
В Сибири такие головные уборы были известны уже в XVIII веке, во второй же половине XIX века они встречались довольно редко. На рус ском севере ленты были больше распростране ны в конце XIX — начале XX века. Они пришли там на смену венцам, повязкам, подчелкам и головодцам. В южной части Европейской России ленты были распространены во многих местах еще в 20-е годы XX века.
ЛЕНТКА — девичий головной убор в виде полосы кумача (длиной 50—60 см, шириной 3—10 см) на под кладке из холста. Лентка украшалась золотной вышивкой, позументом, по краю обшивалась би сером или бисерной поднизью. Лентку надевали на лоб и завязывали сзади кумачовыми завязка ми, украшенными бисером, а также лентами.
Термин лентка в применении к такому головному убору был распространен в XIX — первой четверти XX века в Калужской, Тульской, Рязанской губерниях.
ЛЕНТЫ — девичий головной убор в виде пучка разно цветных лент, подвязывавшихся сзади к основа нию косы. Эти ленты девушка, выходя замуж, раздаривала своим подружкам на свадьбе.
Термин бытовал в XIX веке в Енисейской губер нии, а также во многих губерниях Европейской России.
ЛИФЧИК — нагрудная женская одежда без рукавов из плиса, бархата, сукна на вате с подкладкой, распашная, короткая (до талии), спинка и полы слегка раскошены книзу. В XIX — первой чет верти XX века их носили в Рязанской губернии как старые, так и молодые женщины. Старухи надевали в праздники под ШУШПАН (см.) для тепла, молодые носили в будни вместо КОРСЕТКИ (см.).
ЛИФЧИК ШУБНЫЙ — нагрудная женская одежда из овчины, распашная, короткая (до талии) безрукавка, запахивалась справа налево, застегивалась на крючки.
В XIX веке бытовал в Псковской губернии.
ЛИЧИНА — СЕТОШНИК (см.).
ЛОВЧАГИ — БАХИЛЫ (см.). Термин распространен в Архангельской губернии.
ЛОПОТЙНА — ЛОПОТЬ (см.).
ЛОПОТЬ (ЛОПОТИНА) — общее название для всей верхней одежды. Термин был распространен в северных губерни ях Европейской России и в Сибири в XIX — первой половине XX века.
ЛОСИНКИ — термин применяется к разным видам одежды.
1. Чулки мужские и женские, сшитые из лоси ных шкур, надевались во время промысловой охоты. Термин был распространен в Приангарье с XIX века.
2. Рукавицы из лосиной кожи. Термин был из вестен в Вятской губернии и Западной Сибири с XVIII века.
ЛОХМАТКИ — МОХНАТКИ (см.).
ЛУЗАК — ЛУЗАН (см.).
ЛУЗАН (ЛУЗАК) — нагрудная одежда охотника. Изготавливалась из шкуры нерпы, тюленя, сукна домашней выработки серого, серого в белую полоску, белого цвета.
Лузан представлял собой короткую (до талии) безрукавку с несшитыми боками и круглым от верстием для головы. Он закреплялся на талии с помощью кожаного ремня с пряжкой, пришитого к концу перед него полотнища лузана. Ворот, края суконного лузана для прочности об шивались кожей. Кожу нашивали также на грудь, спину, плечи. К внут ренней стороне лузана спереди и сза ди пришивался холст, образовывав ший два больших кармана, в которые охотник укладывал шкурки убитых им животных, дичь, курительные при надлежности и т. п. Лузан иногда шился с капюшоном, плотно прикры вавшим голову и шею охотника.
Эта одежда была чрезвычайно удоб на и практична. Она предохраняла от холода и высвобождала руки охотника. Лузаны были распространены на тер ритории севера Европейской России
(в Архангельской, Вологодской, Вят ской, Пермской губерниях) вплоть до конца 20-х — начала 30-х годов XX века. Их быстрое исчезновение в последу ющие годы объяснялось появлением в деревнях новой производственной одежды и сокращением индивидуального и артельного охотничьего про мысла.
ЛУНТЫ — САПОГИ (см.), сшитые из шкурок, снятых с козьих ног, мехом внутрь. Термин известен в Алтайском крае.
ЛЫЧНИКИ — ЛАПТИ (см.), СТУПНИ (см.).
ЛЫЧНИЦЫ — ЛАПТИ (см.).