От МАКОВОЧКИ до МЫШЕК
МАКОВОЧКИ — головной убор замужних женщин, относящийся к типу повойников. Изготавливался из шелка на подкладке с круглым дном, заложенным сзади в мелкие складоч ки, под которые подкладывались комки ваты, с широким спереди (около 9 см) и узким сзади (2 см) околышем. Спереди околыш украшался бисером. Головной убор бытовал в XIX — начале XX века в Псковской губернии.
МАЛАХАЙ — мужской головной убор, использовавшийся в некоторых районах России и как женский.
Изготавливался из овчины, телячьей, оленьей шкуры, меха лисицы, бобра, барсука, волка, а также из сукна, верверета. Представлял собой шапку с четырехугольным, реже остроконечным верхом из сукна, с четырьмя клапанами, Пе редний клапан, обычно невысокий, прямоугольный, был загнут наверх и опускался на лоб только во время сильных морозов или пурги.
Широкие боковые клапаны и задний прикрывали затылок, уши и шею от холода. К боковым кла панам пришивались ремешки для завязывания малахая.
Малахай, как правило, надевали только в дорогу. Он был также головным убором сибирских ямщиков. В состав русского костюма малахай вошел в середине XVIII века. Принято считать, что он был заимствован русскими у башкир и калмыков. В середине XIX века он бытовал фактически на всей территории Европейской России и в Сибири. Во второй половине XIX века стал вытесняться ШАПКОЙ-УШАНКОЙ (см.).
МАЛИ — мужская обувь из кожи на мягкой подошве с высоким голенищем. Русские покупали ее у казахов. В XIX — первой четверти XX века была распространена в селениях Алтайского края.
МАЛИЦА (ПЕЧОК, МАЛИЧНАЯ РУБАХА) — верхняя мужская и женская одежда из меха оленя или шкур молодых тюленей. Изготавлива лась обычно мехом внутрь и представляла собой широкую, длинную (до щиколоток) одежду, с круглым воротом по шее, к которому был пришит высокий стоячий во ротник, сшитый из двух полос шкур мехом наружу. Длинные рукава заканчивались ме ховыми обшлагами или рукавицами, сшиты ми из оленьих шкурок. К подолу малицы пришивались полосы меховой мозаики, со ставленные из светлого и темного меха оленя или тюленя. Малица считалась тем наряднее, чем больше на ней мозаичных полос. Иногда подол малицы окрашивался отваром ольховой коры в красный цвет.
Малицы изготавливались ненцами и коми, которые привозили их на ярмарки и база ры Архангельской, Вологодской, Вятской, Пермской губерний, где их и покупали русские крестьяне.
Русские надевали малицу поверх шубы, полушубка, когда зимой отправлялись в дальнюю дорогу на санях. Эта одежда была также одеждой охотников, промышленни ков, ямщиков. Она была очень теплой, легкой и не сковывала движений. Поверх малицы надевали часто СОВИК (см.) или чехол (маличная рубаха), сшитый из пестряди, тика, казинета, ситца или холста.
Малицы были распространены на севере Евро пейской России и в низовьях реки Енисей в Сибири вплоть до конца 20-х годов XX века.
МАЛОГОЛОВКА — головной убор замужних женщин в виде шелковой косынки, два длинных конца которой, перекрещиваясь на затылке, закреплялись на темени. Термин применительно к головному убору такого рода был распространен во второй половине XIX — начале XX века в некоторых деревнях Вологодской губернии.
МАНЖЕТ — ОЖЕРЁЛОК (см.).
МАНИСТО — МОНИСТО (см.).
МАРЕННАЯ — женская и девичья поясная одежда типа юбки. Шилась из шести полотнищ шерстяной домотка ной ткани, крашенной корнем марены, с верти кальными полосами.
В верхней части юбка собиралась под обшивку, концами которой и завязывалась впереди или на левом боку. Поверхность юбки для придания большей яркости подвергалась лощению до блеска.
Маренные юбки в XIX — начале XX века считались в Сапожковском уезде Рязанской губернии нарядной одеждой.
МАРЕННИК— женская горничная одежда с широкими проймами типа сарафана из красной шерстяной домашней ткани. Этот вид одежды был известен в двух вариантах.
1. Один из них шился из двух цельных полотнищ ткани — переднего и заднего, расширенных в боковых швах продольными клиньями. Он делал ся с округлым или прямоугольным воротом и разрезом на груди и имел широкие проймы для рук.
В XIX веке появился другой тип маренника, который изготовлялся из трех полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади, расширявшихся несколькими вшитыми в бока клиньями. Ворот этого сарафана продолжали делать округлым или прямоугольным, а плечики — широкими. На заднем полотнище закладывались небольшие складки.
Вдоль переднего шва и по подолу маренника нашивались полосы позумента, а на шов — круглые оловянные пуговицы.
Термин маренник использовался преимуществен но в Олонецкой и Вологодской губерниях для характеристики одежды, сшитой из ткани, окра шенной корнем марены в красный цвет. Встре чался и в других северных губерниях.
МАРТУШКА — головной убор замужних женщин, представлявший собой платок, сложенный по диагонали, концы которого, перекрещенные на затылке под третьим концом, были завязаны на темени. Мартушка надевалась без повойника как молодыми, так и старыми женщинами. Молодые носили ее в будни, а старые и в будни, и в праздники.
Термин применительно к головному убору такого рода был распространен в некоторых деревнях Курской губернии в последней трети XIX — начале XX века.
МАРШАНКА — женская поясная одежда типа юбки из полосатой фабричной ткани. Шилась из пяти-шести прямых полотнищ, со бранных в сборку под обшивку на талии. Завя зывалась на левом боку. Изнутри на подол нашивалась широкая полоса зеленой ткани — подбой.
Маршанка надевалась как в праздничные, так и в будние дни. В праздники она носилась распущенной, а в будни впереди подтыкалась под пояс.
Термин известен в Сапожковском уезде Рязан ской губернии.
МАСЛЕНИК (ОЛИФАНЕЦ) — пиджак из парусины, пропитанной олифой, который надевали мужчины-поморы в дождливую погоду. Из такой же ткани делали штаны, называвшиеся ШАРОВАРЫ (см.). Масленик и шаровары изготавливалсь в Норвегии и приобретались поморами, которые издавна ве ли с Норвегией оживленную торговлю. В XIX веке одежда такого типа была распространена в Архангельской губернии, в селах по Белому мо рю и в Онежском уезде.
МАСЛЯНКИ — мужские неширокие штаны из набивного холста.
Состояли из двух колош-штанин, соединявшихся вставкой. Каждая из колош делалась из одного полотнища ткани, вставка составлялась из двух трапециевидных отрезков, соединенных таким образом, что при сшивании один приходился на перед, а другой на зад портов. Вверху маслянки собирались на вздержку-гашник под обшивку. Впереди на одном из соединительных вертикаль ных швов делалась прореха.
Маслянки шились короткими. Нижняя их часть убиралась в сапоги или закрывалась онучами. Термин маслянки известен с XIX века в Михай ловском уезде Рязанской губернии.
МАТЕРНИК — женская горничная одежда на узких лямках типа сарафана из шелковой коричневой фабричной ткани. Шился из пяти-шести прямых полотнищ ткани, собиравшихся сверху на обшивку. Имел вид высокой юбки на лямках, надевавшейся через голову.
Лямки выполнялись из узких полос той же тка ни, обшивались по краям тесьмой. Лямки пришивались на спине ближе к центру, а впереди над грудью матерника. Застежка располагалась спереди или под левой лямкой.
Термин матерник встречался в XIX — начале XX века в Пермской и Тобольской губерниях.
МАТУРНИК — женская горничная одежда на широких лямках типа сарафана. Шился из трех полотнищ красной шерстяной ткани — двух впереди и одного сзади. Передние полы соединялись швом. Впереди матурник высоко (до шеи) закрывал грудь. Полы заканчивались неглубоким округлым вырезом с нагрудным разрезом по шву. Лямки выкраивались из заднего и передних полотнищ и образовывали широкие проймы для рук.
На передний шов матурника нашивались оловян ные пуговицы и круглая тесьма, формирующая петли ложной застежки. Матурники носились крестьянками Олонецкой и других губерний севера Европейской России.
МАХРЁНКА — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кичкообразных.
Состояла из кички, чехла, налобника, платка и нескольких дополнительных украшений. Кичка представляла собой мягкую шапочку из холста с твердой передней частью подковообразной формы, изготовленной из простеганного холста, пропитанного молочной сывороткой. Кичка наде валась на голову таким образом, что полностью закрывала волосы, заплетенные в две косы и уложенные вокруг головы венцом.
На кичку надевался чехол, называвшийся махрёнка. Он изготавливался из красного шелка с околышем цилиндрической формы, круглым дном и пришитым к околышу сзади квадратным куском кумача. Дно махрёнки орнаментировалось разноцветным бисером. По шву, соединявшему околыш с дном, сзади пришивалась густая бах рома из красного, синего, желтого шелка длиной около 10 см.
Поверх махрёнки по лбу завязывался сложенный в ленту шелковый платок, концы которого, перекрещиваясь на затылке, поднимались вверх и закладывались за платок по бокам. Из-под платка была видна красная шелковая лента, сложенная вертикальными трубочками и завязанная вокруг головы.
Сзади к головному убору прикреплялись длин ные шелковые ленты, спускавшиеся на спину, а спереди за платок затыкались четыре павлиньих пера.
Махрёнка — это головной убор молодых замужних женщин, Его первый раз надевали после венца. В нем молодуха сидела на свадебном пиру. В последующие пять лет она носила его по большим праздникам, а затем переставала носить вовсе.
Головной убор бытовал в XIX — начале XX века в некоторых деревнях Калужской и Тульской губерний.
МАХРЫ — 1. БАНТЫ (см.). 2. Женское украшение, прикреплявшее ся сзади к поясу. НАЗАДНИ (см.), ПОДМАХОРНИКИ (см.). Представляло собой квадрат из картона 15x15 см, обшивавшийся с обеих сто рон кумачом. Лицевая поверхность мах ров расшивалась позументом, шелковы ми лентами, тесьмой, блестками, бисе ром, пуговицами. Боковые и нижний края «махрились» разноцветной бахромой из шерстяных нитей. К верхнему краю махров пришивалась сложенная в виде петли синяя шелковая лента, за которую они и прикреплялись к поясу.
Носились с понёвой.
Термин махры известен с XIX — нача ла XX века в Нижнедевицком уезде, хотя украшения подобного рода встре чались в указанное время на всей тер ритории Воронежской губернии.
3. Бахрома из разноцветных шерстяных или шелковых нитей, прикреплявшаяся к краю или углам платка. Термин известен в конце XIX — начале XX века в Перемышльском уезде Калужской губернии.
МЕЗЕНКА — девичья или женская шапка из меха в виде капора, завязывавшегося под подбородком лентами.
Мезенка бытовала в XIX веке в Архангельской губернии.
МЕЛКОПОЛОСАЯ — женская поясная одежда, юбка из шерстяной красной полосатой домотканины. Шилась из четырех-пяти полотнищ ткани, со бранной в верхней части на вздержке под обшивку.
Мелкополосая юбка получила свое название от чередующихся на ткани узких разноцветных полос с преобладанием разного тона красного цвета.
Термин известен в XIX веке в Коротоякском уезде Воронежской губернии.
МИЛОТАРЬ — ШУБА (СМ.) овчинная.
МИТЕНКИ — НАКУЛАЧНИКИ (см.).
МОНИСТО (МАНИСТА, МОНИСТЫ) — женское нагрудное украшение. Представляло со бой низанные на льняную нить ду тые бусы, бисер или раковины. Эти снизки входи ли в праздничный костюм молодых женщин и деву шек центральных и южных губер ний России. Обыч но надевалось до двенадцати нитей одновременно.
Под этим же названием в некоторых из указан ных районов было известно нагрудное украше ние в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, закреплявшееся по верхнему краю на полосу тесьмы или ткани и застегивавшееся сзади на шее на пуговицу или крючок.
МОНАСТЫРСКАЯ — женская поясная одежда, понёва из тонкой клетчатой шерстяной блестящей лощеной ткани черного или темно-синего цвета, изготовлявшейся в монастырях Перемышльского уезда Калужской губернии. По покрою и украшениям сходна с ДОБРОЙ ПОНЁВОЙ (см.).
МОРХАТКА — БОРУШКА (см.). Термин известен в XIX веке в некоторых селах и деревнях Вологодской губернии.
МОРШЕНЬ — головной убор замужних женщин. Этим тер мином в конце XIX — начале XX века обозна чались разные по типу головные уборы.
В Пермской губернии моршнем называлась мяг кая шапочка из сатина, ситца, изредка шелка, плотно облегавшая голову, с невысоким околы шем, затягивавшаяся на затылке шнурком. Мор шень всегда надевался с платком. В некоторых селах Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской губерний, а также в Вятской моршнем назывался твердый головной убор из позумента, парчи, шелка, вышитого се ребряной и золотной нитью, наклеенного на кар тон или прокрахмаленный холст, с ситцевой или холщовой подкладкой. Характерной особенностью моршня было широкое очелье, затягивавшееся на затылке тесемкой, и конусообразное возвышение над теменем, зало женное спереди плотными складками.
Пермский моршень был будничным головным убором.
Моршень, известный в других губерниях России, был праздничным головным убором. Девушка, которая им владела, считалась в XIX веке бога той невестой.
МОРШНИ — СТРУСНИ (см.), ПОРШНИ (см.).
МОСКОВСКИЙ (ПОДМОСКОВНИК) — женская горничная одежда на лямках типа сарафана из тканей фаб ричного производства и крашеного холста.
Сарафан шился из четырех — восьми полотнищ ткани, собранных в сборку по верхнему краю, с узкими лямками, Лямки, верхняя обшивка, край подола украшались тесьмой, лентами, позументом. Московский сарафан надевался с рубахой, всегда подпоясывался. Его носили девушки и молодые замужние женщины в будни и праздники. В некоторых губерниях, например в Сызранском уезде Симбирской губернии, такого рода сара фаны носили только девушки. Московский сара фан получил широкое распространение на тер ритории Севера и центральных районов Европей ской России в середине XIX века. Он встречался также и в губерниях по Средней и Нижней Волге.
МОХНАТКИ (лохматки) — женские и мужские рукавицы для ношения в зимнее время. Изготавливались, как правило, из овчины, шкуры собаки, диких животных мехом наружу. Мохнатки шились широкими, длинными, прикрывали обычно край рукава верхней одежды. Носили их обычно с вязаными шерстяными рукавицами.
Мохнатки надевались в дорогу при сильных морозах. Термин мохнатки применительно к рукавицам такого рода был распространен с XIX века в Пермской, Енисейской, Тобольской, Томской гу берниях.
МОХНАШКИ — РУКАВИЦЫ (см.), вязанные из конского волоса, употреблялись рыбаками при вытаскива нии невода. Термин известен с XIX века в Том ской, Енисейской губерниях.
МОХОВИК — головной убор замужней женщины, относящийся к типу кичкообразных головных уборов. Состоял из кички, чепца, налобня, позатыльника, платка. Кичка представляла собой мягкую хол щовую шапочку с полукруглым жгутом из хол ста, вшитым в ее переднюю часть, завязывавшую ся на затылке тесемками. Под кичку убирались волосы женщины, заплетенные в две косы и уложенные венком. Поверх кички надевался че пец овальной формы, сшитый из красного бар хата и расшитый по очелью серебряной и золотной нитью. Спереди надевался налобник, назы вавшийся также подчелок, тарачок, надбровник и представлявший собой длинную, узкую (35x3 см) полоску черного бархата, унизанную блестками. Налобник укладывался по лбу так, что один его край убирался под чепец и завязы вался под позатыльником. При этом кисточки, украшавшие его концы, спускались на спину.
Сзади волосы прикрывались позатыльником — прямоугольной полосой бархата, натянутой на твердую основу: картон, простеганный холст. Позатыльник закреплялся на голове с помощью тесемок. Головной убор покрывался сложенным на угол шелковым платком, длинные концы ко торого, перекрещиваясь под подбородком, завя зывались сзади на шее.
Моховик — свадебный головной убор. Его наде вали на невесту сразу же после венца в сторожке около церкви. Первое надевание женского головного убора, называвшееся «повивание»,
«повило», происходило очень торжественно.
Свахи надевали его так, чтобы головной убор красиво смотрелся на невесте. При этом приго варивали: «Прощай коса — девичья краса, до вольно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться». В некоторых деревнях, особенно когда «повивание» происходило не в сторожке около церкви, а в доме, при этом пелись песни, в которых рассказывалось, что девушка проща ется с девичеством:
Чего мы хотели,
То мы и сделали.
Из дежки — лепешки,
Из муки — пеленешки,
Из девки — молодицу.
Моховик бытовал в Дмитровском уезде Курской губернии в XIX веке. В начале XX века этот головной убор встречался весьма редко.
МУТОВИЗ — АГАШНИК (см.).
МЫШКА — нагрудная женская одежда из набойки, холста, без рукавов, короткая, до пояса. Бытовала под этим термином в первой половине, середине XIX века во Владимирской, Москов ской губерниях.