admin

От МАКОВОЧКИ до МЫШЕК

МАКОВОЧКИ — головной убор замужних женщин, относящийся к типу повойников. Изготавливался из шелка на подкладке с круглым дном, заложенным сзади в мелкие складоч­ ки, под которые подкладывались комки ваты, с широким спереди (около 9 см) и узким сзади (2 см) околышем. Спереди околыш украшался бисером. Головной убор бытовал в XIX — начале XX века в Псковской губернии.


МАЛАХАЙ — мужской головной убор, использовавшийся в некоторых районах России и как женский.

Изготавливался из овчины, телячьей, оленьей шкуры, меха лисицы, бобра, барсука, волка, а также из сукна, верверета. Представлял собой шапку с четырехугольным, реже остроконечным верхом из сукна, с четырьмя клапанами, Пе­ редний клапан, обычно невысокий, прямоугольный, был загнут наверх и опускался на лоб только во время сильных морозов или пурги.

Широкие боковые клапаны и задний прикрывали затылок, уши и шею от холода. К боковым кла­ панам пришивались ремешки для завязывания малахая.

Малахай, как правило, надевали только в дорогу. Он был также головным убором сибирских ямщиков. В состав русского костюма малахай вошел в середине XVIII века. Принято считать, что он был заимствован русскими у башкир и калмыков. В середине XIX века он бытовал фактически на всей территории Европейской России и в Сибири. Во второй половине XIX века стал вытесняться ШАПКОЙ-УШАНКОЙ (см.).


МАЛИ — мужская обувь из кожи на мягкой подошве с высоким голенищем. Русские покупали ее у казахов. В XIX — первой четверти XX века была распространена в селениях Алтайского края.


МАЛИЦА (ПЕЧОК, МАЛИЧНАЯ РУБАХА) — верхняя мужская и женская одежда из меха оленя или шкур молодых тюленей. Изготавлива­ лась обычно мехом внутрь и представляла собой широкую, длинную (до щиколоток) одежду, с круглым воротом по шее, к которому был пришит высокий стоячий во­ ротник, сшитый из двух полос шкур мехом наружу. Длинные рукава заканчивались ме­ ховыми обшлагами или рукавицами, сшиты­ ми из оленьих шкурок. К подолу малицы пришивались полосы меховой мозаики, со­ ставленные из светлого и темного меха оленя или тюленя. Малица считалась тем наряднее, чем больше на ней мозаичных полос. Иногда подол малицы окрашивался отваром ольховой коры в красный цвет.

Малицы изготавливались ненцами и коми, которые привозили их на ярмарки и база­ ры Архангельской, Вологодской, Вятской, Пермской губерний, где их и покупали русские крестьяне.

Русские надевали малицу поверх шубы, полушубка, когда зимой отправлялись в дальнюю дорогу на санях. Эта одежда была также одеждой охотников, промышленни­ ков, ямщиков. Она была очень теплой, легкой и не сковывала движений. Поверх малицы надевали часто СОВИК (см.) или чехол (маличная рубаха), сшитый из пестряди, тика, казинета, ситца или холста.

Малицы были распространены на севере Евро­ пейской России и в низовьях реки Енисей в Сибири вплоть до конца 20-х годов XX века.


МАЛОГОЛОВКА — головной убор замужних женщин в виде шелковой косынки, два длинных конца которой, перекрещиваясь на затылке, закреплялись на темени. Термин применительно к головному убору такого рода был распространен во второй половине XIX — начале XX века в некоторых деревнях Вологодской губернии.


МАНЖЕТ — ОЖЕРЁЛОК (см.).


МАНИСТО — МОНИСТО (см.).


МАРЕННАЯ — женская и девичья поясная одежда типа юбки. Шилась из шести полотнищ шерстяной домотка­ ной ткани, крашенной корнем марены, с верти­ кальными полосами.
В верхней части юбка собиралась под обшивку, концами которой и завязывалась впереди или на левом боку. Поверхность юбки для придания большей яркости подвергалась лощению до блеска.

Маренные юбки в XIX — начале XX века считались в Сапожковском уезде Рязанской губернии нарядной одеждой.


МАРЕННИК— женская горничная одежда с широкими проймами типа сарафана из красной шерстяной домашней ткани. Этот вид одежды был известен в двух вариантах.

1. Один из них шился из двух цельных полотнищ ткани — переднего и заднего, расширенных в боковых швах продольными клиньями. Он делал­ ся с округлым или прямоугольным воротом и разрезом на груди и имел широкие проймы для рук.

В XIX веке появился другой тип маренника, который изготовлялся из трех полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади, расширявшихся несколькими вшитыми в бока клиньями. Ворот этого сарафана продолжали делать округлым или прямоугольным, а плечики — широкими. На заднем полотнище закладывались небольшие складки.

Вдоль переднего шва и по подолу маренника нашивались полосы позумента, а на шов — круглые оловянные пуговицы.

Термин маренник использовался преимуществен­ но в Олонецкой и Вологодской губерниях для характеристики одежды, сшитой из ткани, окра­ шенной корнем марены в красный цвет. Встре­ чался и в других северных губерниях.


МАРТУШКА — головной убор замужних женщин, представлявший собой платок, сложенный по диагонали, концы которого, перекрещенные на затылке под третьим концом, были завязаны на темени. Мартушка надевалась без повойника как молодыми, так и старыми женщинами. Молодые носили ее в будни, а старые и в будни, и в праздники.

Термин применительно к головному убору такого рода был распространен в некоторых деревнях Курской губернии в последней трети XIX — начале XX века.


МАРШАНКА — женская поясная одежда типа юбки из полосатой фабричной ткани. Шилась из пяти-шести прямых полотнищ, со­ бранных в сборку под обшивку на талии. Завя­ зывалась на левом боку. Изнутри на подол нашивалась широкая полоса зеленой ткани — подбой.

Маршанка надевалась как в праздничные, так и в будние дни. В праздники она носилась распущенной, а в будни впереди подтыкалась под пояс.

Термин известен в Сапожковском уезде Рязан­ ской губернии.


МАСЛЕНИК (ОЛИФАНЕЦ) — пиджак из парусины, пропитанной олифой, который надевали мужчины-поморы в дождливую погоду. Из такой же ткани делали штаны, называвшиеся ШАРОВАРЫ (см.). Масленик и шаровары изготавливалсь в Норвегии и приобретались поморами, которые издавна ве­ ли с Норвегией оживленную торговлю. В XIX веке одежда такого типа была распространена в Архангельской губернии, в селах по Белому мо­ рю и в Онежском уезде.


МАСЛЯНКИ — мужские неширокие штаны из набивного холста.

Состояли из двух колош-штанин, соединявшихся вставкой. Каждая из колош делалась из одного полотнища ткани, вставка составлялась из двух трапециевидных отрезков, соединенных таким образом, что при сшивании один приходился на перед, а другой на зад портов. Вверху маслянки собирались на вздержку-гашник под обшивку. Впереди на одном из соединительных вертикаль­ ных швов делалась прореха.

Маслянки шились короткими. Нижняя их часть убиралась в сапоги или закрывалась онучами. Термин маслянки известен с XIX века в Михай­ ловском уезде Рязанской губернии.


МАТЕРНИК — женская горничная одежда на узких лямках типа сарафана из шелковой коричневой фабричной ткани. Шился из пяти-шести прямых полотнищ ткани, собиравшихся сверху на обшивку. Имел вид высокой юбки на лямках, надевавшейся через голову.

Лямки выполнялись из узких полос той же тка­ ни, обшивались по краям тесьмой. Лямки пришивались на спине ближе к центру, а впереди над грудью матерника. Застежка располагалась спереди или под левой лямкой.

Термин матерник встречался в XIX — начале XX века в Пермской и Тобольской губерниях.


МАТУРНИК — женская горничная одежда на широких лямках типа сарафана. Шился из трех полотнищ красной шерстяной ткани — двух впереди и одного сзади. Передние полы соединялись швом. Впереди матурник высоко (до шеи) закрывал грудь. Полы заканчивались неглубоким округлым вырезом с нагрудным разрезом по шву. Лямки выкраивались из заднего и передних полотнищ и образовывали широкие проймы для рук.

На передний шов матурника нашивались оловян­ ные пуговицы и круглая тесьма, формирующая петли ложной застежки. Матурники носились крестьянками Олонецкой и других губерний севера Европейской России.


МАХРЁНКА — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кичкообразных.

Состояла из кички, чехла, налобника, платка и нескольких дополнительных украшений. Кичка представляла собой мягкую шапочку из холста с твердой передней частью подковообразной формы, изготовленной из простеганного холста, пропитанного молочной сывороткой. Кичка наде­ валась на голову таким образом, что полностью закрывала волосы, заплетенные в две косы и уложенные вокруг головы венцом.

На кичку надевался чехол, называвшийся махрёнка. Он изготавливался из красного шелка с околышем цилиндрической формы, круглым дном и пришитым к околышу сзади квадратным куском кумача. Дно махрёнки орнаментировалось разноцветным бисером. По шву, соединявшему околыш с дном, сзади пришивалась густая бах­ рома из красного, синего, желтого шелка длиной около 10 см.

Поверх махрёнки по лбу завязывался сложенный в ленту шелковый платок, концы которого, перекрещиваясь на затылке, поднимались вверх и закладывались за платок по бокам. Из-под платка была видна красная шелковая лента, сложенная вертикальными трубочками и завязанная вокруг головы.

Сзади к головному убору прикреплялись длин­ ные шелковые ленты, спускавшиеся на спину, а спереди за платок затыкались четыре павлиньих пера.

Махрёнка — это головной убор молодых замужних женщин, Его первый раз надевали после венца. В нем молодуха сидела на свадебном пиру. В последующие пять лет она носила его по большим праздникам, а затем переставала носить вовсе.

Головной убор бытовал в XIX — начале XX века в некоторых деревнях Калужской и Тульской губерний.


МАХРЫ — 1. БАНТЫ (см.). 2. Женское украшение, прикреплявшее­ ся сзади к поясу. НАЗАДНИ (см.), ПОДМАХОРНИКИ (см.). Представляло собой квадрат из картона 15x15 см, обшивавшийся с обеих сто­ рон кумачом. Лицевая поверхность мах­ ров расшивалась позументом, шелковы­ ми лентами, тесьмой, блестками, бисе­ ром, пуговицами. Боковые и нижний края «махрились» разноцветной бахромой из шерстяных нитей. К верхнему краю махров пришивалась сложенная в виде петли синяя шелковая лента, за которую они и прикреплялись к поясу.

Носились с понёвой.

Термин махры известен с XIX — нача­ ла XX века в Нижнедевицком уезде, хотя украшения подобного рода встре­ чались в указанное время на всей тер­ ритории Воронежской губернии.

3. Бахрома из разноцветных шерстяных или шелковых нитей, прикреплявшаяся к краю или углам платка. Термин известен в конце XIX — начале XX века в Перемышльском уезде Калужской губернии.


МЕЗЕНКА — девичья или женская шапка из меха в виде капора, завязывавшегося под подбородком лентами.

Мезенка бытовала в XIX веке в Архангельской губернии.


МЕЛКОПОЛОСАЯ — женская поясная одежда, юбка из шерстяной красной полосатой домотканины. Шилась из четырех-пяти полотнищ ткани, со­ бранной в верхней части на вздержке под обшивку.

Мелкополосая юбка получила свое название от чередующихся на ткани узких разноцветных полос с преобладанием разного тона красного цвета.

Термин известен в XIX веке в Коротоякском уезде Воронежской губернии.


МИЛОТАРЬ — ШУБА (СМ.) овчинная.


МИТЕНКИ — НАКУЛАЧНИКИ (см.).


МОНИСТО (МАНИСТА, МОНИСТЫ) — женское нагрудное украшение. Представляло со­ бой низанные на льняную нить ду­ тые бусы, бисер или раковины. Эти снизки входи­ ли в праздничный костюм молодых женщин и деву­ шек центральных и южных губер­ ний России. Обыч­ но надевалось до двенадцати нитей одновременно.

Под этим же названием в некоторых из указан­ ных районов было известно нагрудное украше­ ние в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, закреплявшееся по верхнему краю на полосу тесьмы или ткани и застегивавшееся сзади на шее на пуговицу или крючок.


МОНАСТЫРСКАЯ — женская поясная одежда, понёва из тонкой клетчатой шерстяной блестящей лощеной ткани черного или темно-синего цвета, изготовлявшейся в монастырях Перемышльского уезда Калужской губернии. По покрою и украшениям сходна с ДОБРОЙ ПОНЁВОЙ (см.).


МОРХАТКА — БОРУШКА (см.). Термин известен в XIX веке в некоторых селах и деревнях Вологодской губернии.


МОРШЕНЬ — головной убор замужних женщин. Этим тер­ мином в конце XIX — начале XX века обозна­ чались разные по типу головные уборы.

В Пермской губернии моршнем называлась мяг­ кая шапочка из сатина, ситца, изредка шелка, плотно облегавшая голову, с невысоким околы­ шем, затягивавшаяся на затылке шнурком. Мор­ шень всегда надевался с платком. В некоторых селах Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской губерний, а также в Вятской моршнем назывался твердый головной убор из позумента, парчи, шелка, вышитого се­ ребряной и золотной нитью, наклеенного на кар­ тон или прокрахмаленный холст, с ситцевой или холщовой подкладкой. Характерной особенностью моршня было широкое очелье, затягивавшееся на затылке тесемкой, и конусообразное возвышение над теменем, зало­ женное спереди плотными складками.

Пермский моршень был будничным головным убором.

Моршень, известный в других губерниях России, был праздничным головным убором. Девушка, которая им владела, считалась в XIX веке бога­ той невестой.


МОРШНИ — СТРУСНИ (см.), ПОРШНИ (см.).


МОСКОВСКИЙ (ПОДМОСКОВНИК) — женская горничная одежда на лямках типа сарафана из тканей фаб­ ричного производства и крашеного холста.

Сарафан шился из четырех — восьми полотнищ ткани, собранных в сборку по верхнему краю, с узкими лямками, Лямки, верхняя обшивка, край подола украшались тесьмой, лентами, позументом. Московский сарафан надевался с рубахой, всегда подпоясывался. Его носили девушки и молодые замужние женщины в будни и праздники. В некоторых губерниях, например в Сызранском уезде Симбирской губернии, такого рода сара­ фаны носили только девушки. Московский сара­ фан получил широкое распространение на тер­ ритории Севера и центральных районов Европей­ ской России в середине XIX века. Он встречался также и в губерниях по Средней и Нижней Волге.


МОХНАТКИ (лохматки) — женские и мужские рукавицы для ношения в зимнее время. Изготавливались, как правило, из овчины, шкуры собаки, диких животных мехом наружу. Мохнатки шились широкими, длинными, прикрывали обычно край рукава верхней одежды. Носили их обычно с вязаными шерстяными рукавицами.

Мохнатки надевались в дорогу при сильных морозах. Термин мохнатки применительно к рукавицам такого рода был распространен с XIX века в Пермской, Енисейской, Тобольской, Томской гу­ берниях.


МОХНАШКИ — РУКАВИЦЫ (см.), вязанные из конского волоса, употреблялись рыбаками при вытаскива­ нии невода. Термин известен с XIX века в Том­ ской, Енисейской губерниях.


МОХОВИК — головной убор замужней женщины, относящийся к типу кичкообразных головных уборов. Состоял из кички, чепца, налобня, позатыльника, платка. Кичка представляла собой мягкую хол­ щовую шапочку с полукруглым жгутом из хол­ ста, вшитым в ее переднюю часть, завязывавшую­ ся на затылке тесемками. Под кичку убирались волосы женщины, заплетенные в две косы и уложенные венком. Поверх кички надевался че­ пец овальной формы, сшитый из красного бар­ хата и расшитый по очелью серебряной и золотной нитью. Спереди надевался налобник, назы­ вавшийся также подчелок, тарачок, надбровник и представлявший собой длинную, узкую (35x3 см) полоску черного бархата, унизанную блестками. Налобник укладывался по лбу так, что один его край убирался под чепец и завязы­ вался под позатыльником. При этом кисточки, украшавшие его концы, спускались на спину.

Сзади волосы прикрывались позатыльником — прямоугольной полосой бархата, натянутой на твердую основу: картон, простеганный холст. Позатыльник закреплялся на голове с помощью тесемок. Головной убор покрывался сложенным на угол шелковым платком, длинные концы ко­ торого, перекрещиваясь под подбородком, завя­ зывались сзади на шее.

Моховик — свадебный головной убор. Его наде­ вали на невесту сразу же после венца в сторожке около церкви. Первое надевание женского головного убора, называвшееся «повивание»,
«повило», происходило очень торжественно.

Свахи надевали его так, чтобы головной убор красиво смотрелся на невесте. При этом приго­ варивали: «Прощай коса — девичья краса, до­ вольно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться». В некоторых деревнях, особенно когда «повивание» происходило не в сторожке около церкви, а в доме, при этом пелись песни, в которых рассказывалось, что девушка проща­ ется с девичеством:

Чего мы хотели,
То мы и сделали.
Из дежки — лепешки,
Из муки — пеленешки,
Из девки — молодицу.

Моховик бытовал в Дмитровском уезде Курской губернии в XIX веке. В начале XX века этот головной убор встречался весьма редко.


МУТОВИЗ — АГАШНИК (см.).


МЫШКА — нагрудная женская одежда из набойки, холста, без рукавов, короткая, до пояса. Бытовала под этим термином в первой половине, середине XIX века во Владимирской, Москов­ ской губерниях.