Наблюдения о костюме ранних тюрков
Музыканты в искусстве средневековых Новгородской и Псковской республик
[Yatsenko Sergey A. (Moscow), Kossykh Aleksey M. (St.-Petersburg)
Musicians in the Art of Medieval Novgorod and Pskov Republics:
Costumes and Instruments (the 13th-15th cc.)
// From the paper for the 11th conference of the ICTM Study Group on Iconography of the Performing Arts Images of Music Making and Cultural Interchange between the East and the West, Beijing, October 26-30, 2012].
К изучению костюма восточных областей кочевого мира в древности
Материалы круглого стола Сакская культура Сарыарки в контексте изучения этносоциальных процессов степной Евразии, посвященного 20-летию независимости Республики Казахстан. 23-25 ноября 2011 г., г. Караганды (Отв. ред. А.З. Бейсенов). Караганды: Управление культуры Карагандинской обл., 2012
Несколько изображений скифов в греческом и персидском искусстве
Сегодня костюм, вооружение и другие детали «этнографического» облика кочевых скифов конца «архаического» периода их истории (последняя треть VI в. до н.э.) и «классического» периода (V–IV вв. до н.э.) уже хорошо изучены. Это позволяет идентифицировать как скифские серию изображений, найденных вне территории «Великой Скифии». Их известно немного, но нас, несомненно, ждут новые открытия. В частности, нами уже рассматривались три подобных изображения. Самое раннее из них – фигура скифа-данника («saka paradraya / заморского кочевника») – № 24 [Walser, 1966, Abb. 1] на рельефе гробницы Дария I начала его правления в Накш-и Рустаме [Яценко, 2011а, с. 111, прим. 26], практически идентичная по облику представителю сырдарьинских saka tigraxauda – № 15.
Юэчжи на бактрийских вышивках тканей
Взаимоотношения кочевых хунну и юэчжей в Центральной Азии еще в IV-II вв . до н.э. были весьма драматичными. Непростыми они остались и в последующие столетия, судя по письменным источникам и характеру бактрийского «импорта» в могилах хунну Монголии и Забайкалья. Доминирование одного из этих народов дважды (в середине II в. до н.э. и позже, во время правления Вимы Такто в 80-90-х годах I в. н.э.) сменялось доминированием другого, причем в начале и конце соперничества удача улыбалась юэчжам.
Древние тюрки: мужской костюм в китайском искусстве 2-й пол. VI – 1-й пол. VIII вв. (образы «Иных»)
Яценко, Сергей А. (Москва) // Transoxiana (Internet-journal). Número 14 (Agosto 2009), Buenos Aires. - www.transoxiana.org/14 (на русском и англ. яз.)
Текст статьи, в конце августа 2009 вышедшей параллельно на английском и русском языках в аргентинском научном Интернет-журнале "Trnasoxiana".
Резюме
Анализируются две основных группы изображений древних тюрков (почти исключительно – знатных, всего 9 комплексов с 14 композициями) в китайском искусстве. Ранние (самые древние из известных образов тюрков эпохи Первого Каганата) представлены на погребальных ложах и саркофагах китайских согдийцев 2-й пол. VI в. Более поздние видим на погребальных терракотовых фигурках эпохи ранней Тан VII – первой пол. VIII вв. (эпоха Восточного каганата). Эти изображения весьма достоверно передают облик костюма: его комплектность, силуэт, цветовую гамму и манеру ношения.
Народный костюм
Археолог (древние ираноязычные народы), род. в 1957 г.
Российский гос. гуманитарный университет (РГГУ), факультет истории искусства. Раб. адрес: 125993, Москва, ГСП-3, Миусская пл., 6, РГГУ, факультет истории искусства.
Автор более 150 научных и методических публикаций, в т.ч. около 100 - по истории костюма, среди последних - книга "Костюм древней Евразии (ираноязычные народы)" (М., 2006).