Свободные формы
Существует бесконечно много примеров свободных форм. Они кажутся свободными от схемы, т.е. никогда точно не повторяют какой-либо определенный образец или рисунок, а являются всегда чем-то новым. Они также не могут выстраиваться и воспроизводиться как конструктивные формы, поэтому и называются свободными. Свободные формы геометрически неясны, даже когда в них можно частично узнать простые основные формы. Их нельзя измерить и рассчитать. В них господствуют колеблющиеся, дугообразные линии, а также причудливые, необычно запутанные хрупкие линии. Едва ли можно встретить вертикальные линии и прямые углы.
Флорист может создать такую форму в том случае, когда он в процессе творчества не может предугадать конечный ее результат.
По развитию формы различают две подгруппы: выращенные формы и случайные формы.
Выращенные, или органические формы возникают посредством роста и развития.
В большинстве случаев внешняя форма соответствует внутреннему строению. Например, роза Гранд При имеет свойственную ей окраску, размер листьев и толщину стебля. Но помимо наследственной информации на нее влияют воздействия света, воды, ветра, которые для каждого цветка индивидуальны. А значит, каждый цветок, каждое растение неповторимо.
Выращенные формы - это все наши растения и растительные части. Хотя фантастически свернутый высушенный лист стрелиции является типичнее для случайной формы, чем свежий, с гладкими краями плоский лист. Неожиданно изогнутая ветка американского лесного ореха - корилиса - является примером свободной формы более броской, чем прямая ветка орешника. Необычная, с наростами тыква имеет особую прелесть в отличие от обычной, гладкой формы этого фрукта, т.к. она олицетворяет свободу от схематизма сильнее, чем гладкие растительные формы.
Случайные формы тоже имеют произвольные границы, но возникают не посредством роста, а посредством формообразующих сил. Их конечный образ зависит от случая, т.е. является непредвиденным и неожиданным. Воздействующая сила и свойства материала обуславливают ту конечную форму, которую мы называем "случайной". Вы можете скомкать листки бумаги, имеющие одинаковые формы и качество, но никогда не сможете добиться того, чтобы у Вас получилось два одинаковых комочка. Или облака: своей формой они обязаны действиям температуры и ветра. Но все же вы никогда не увидите два совершенно одинаковых облака.
Случайные формы - это неживые формы, такие, например, как галька, плитка, драпированный материал, узлы и сплетения из проволоки, веревки, посыпанные гравием поверхности, вылепленные вручную свечи, керамические уникальные поделки и т.д.
Свободные формы в комбинации друг с другом должны выбираться обдуманно. Кроме того, флорист должен подчеркивать их индивидуальность.
Если свободные формы употреблять рядом с конструктивными, они создают контрастирующее дополнение.