Женские костюмы эпохи модерн (Belle Epoque)
Поскольку женщина Прекрасной эпохи вела активную жизнь, ей требовались самые разные наряды. К счастью, корсет был нужен только для торжественных приемов и балов, поэтому в остальное время она наслаждалась свободой, пусть пока что еще относительной. В ее распоряжении имелись легкие домашние пеньюары, удобные платья для прогулок, деловые комплекты, состоявшие из блузки и юбки, даже первые спортивные и купальные костюмы. В качестве верхней одежды использовали накидки — только под ними можно было уместить рукава-жиго.
Рукав-жиго — очень объемный в верхней и зауженный в нижней части рукав. Возник еще в первой трети XIX века, в эпоху бидермейера, но во времена модерна пережил второе рождение. Главное отличие от жиго предыдущей эпохи — верхняя часть рукава возвышалась над плечом, визуально приподнимая его, тогда как «бидермейерский» рукав не нарушал модную в то время покатую линию плеч.
Боа — очень длинный и узкий шарф, чаще из меха или перьев. Назван так из-за своей формы, напоминающей змею-душителя боа-констриктора, или удава. Меховые боа были чрезвычайно популярны на рубеже XIX и XX веков, а вот боа из перьев то объявляли вульгарными, то превозносили как изысканные. Весили боа очень мало, несмотря на длину, доходившую до четырех метров.
Добропорядочная женщина всегда должна была выглядеть максимально естественно, поэтому декоративная косметика и краски для волос, как правило, осуждались. Но феминистское движение способствовало тому, что косметику постепенно начали допускать. В борьбе за признание нравственного превосходства женщин первые суфражистки старались выглядеть очень ухоженно и искусно подкрашивались.
Па рубеже исков появились прообразы спа-салопов: косметические кабинеты, предлагавшие уход за телом, маникюр и педикюр, разнообразный массаж, ванны, в том числе «суховоздушные и световые», и такие новейшие процедуры, как лечение синим и красным светом, электризация и «сипусоидализацин вялой кожи».
Дамы мое или длинные волосы, из которых сооружали высокие сложные прически. В качестве природных стайлинговых средств использовали квас или сладкий чай. Прически нередко украшали нитками жемчуга, драгоценных (или поддельных) камней, венчиком из искусственных или живых цветов. В особых случаях, например на свадьбы, волосы посыпали серебряной пли колотой пудрой.
От кутюр
От-кутюр — термин, в дословном переводе означающий «высокое шитье», то есть нечто, произведенное с высочайшим швейным мастерством. Сегодня зтот термин чаще переводят как «высокая мода». Для нее характерно использование дорогих, эксклюзивных материалов, изысканный покрой и очень часто — единичное или очень ограниченное воспроизведение. Одежда от-кутюр противопоставляется одежде прет-а-порте, то есть массового производства.
Первым традиции «высокой моды, заложил французский модельер английского происхождения Чарльз Уорт. Он разрабатывал несколько моделей, показывал их публике, после чего дама могла заказать выбранные из коллекции платья в нужной ей ткани и с кроем учитывающим конкретный размер и особенности фигуры. Решение по-своему революционное: вместо того чтобы выслушивать и выполнять пожелания клиенток, он предлагал им собственное видение тенденций моды, к тому же модель изначально подразумевала копирование. Свои показы Уорт устраивал не менее четырех раз в год, для каждого сезона, регулярно обновляя ассортимент.
Перчатки до локтя оставались обязательной частью вечернего наряда. Их шили из атласа, кружева, шелка. Конечно, в обществе можно было показаться и с обнаженными руками, но на балах это считалось дурным тоном. От длинных перчаток отказались только после Первой мировой войны.
Шлейф вечернего платья зрительно удлинял силуэт, подчеркивал мягкие текучие линии наряда. С этой чисто декоративной деталью было непросто управляться. В узких платьях с длинными шлейфами даже ходить оказалось не слишком удобно, а во время танцев одна рука всегда была занята, удерживая шлейф на весу. Дополнительная отделка в виде оторочки,оборок, аппликации утяжеляла платье, так что даме поневоле приходилось двигаться очень медленно и плавно.
ВСТАВКА НА ПЛАТЬЕ
Юбка и блузка считались менее формальной одеждой, чем платье, поэтому наносить визиты уместнее было именно в нем. Днем декольте не допускалось ни в каком виде и чтобы как-то разнообразить перед платья, его украшали вставкой из другой ткани. Вставку отделывали оборками, складками, вышивкой и кружевом. В таком декоре отчетливо проступали отголоски прежних времен, когда помимо верхнего платья дамы носили нижнее, отличавшееся цветом и узорами, а также богато декорировали лиф.
МОДА НА МЕХА
Мода на меха проникла во все слои общества. Меховыми боа украшали как верхнюю одежду, так и повседневные платья, даже воротники отделывали мехом бобра, куницы, лисы или соболя. Зимой меховые муфты были куда популярнее перчаток, к тому же в них часто делали небольшие карманы для мелочей, и муфта вполне могла заменить сумочку.
Вечерний наряд дамы дополняло роскошное меховое манто. В соединении теплого меха накидки с тонким шелком платья в очередной раз проявилась тяга к контрастным сочетаниям, столь характерная для эпохи модерна.
ВЕЛОСИПЕДНЫЙ КОСТЮМ
На рубеже веков дамы пожелали опробовать техническую новинку под названием «велосипед». Оказалось, что крутить педали в платье неудобно и даже опасно, так что пришлось надеть очень широкие штаны, которые имитировали юбку. Они получили название «блумеры» — по имени своей изобретательницы, Амелии Блумер. Предполагалось, что, как только дама слезет с велосипеда, она накинет поверх блумеров специальную съемную юбку, но это дополнение не прижилось. Кроме блумеров в костюм входила блузка или теплый жакет, а также высокие, до колена, гамаши, которые защищали ноги от грязи и возможных травм.
По материалам журнала История моды №2, ДеАгостини.
Выпуски серий ДеАгостини.