Прекрасные и опасные. Шляпки Прекрасной эпохи
И вновь мы возвращаемся к неисчерпаемой теме - женским шляпам Прекрасной эпохи. Пожалуй, такое повышенное внимание головным уборам - и их декорированию - дамы уделяли еще разве что в век рококо, во второй половине XVIII столетия.
Если говорить о декоре, то одним из самых модных украшений для шляп эры модерна считались птичьи перья - чаще всего их собирали в эгреты, небольшие пучки изысканной формы. Особенно ценились перья цапли, страуса, но использовались и менее экзотические птицы, например чайки, куропатки. Иногда из перьев на шляпе формировалась целая фигурка птицы с раскрытыми крыльями или просто пара крыльев. Самым шиком считалось, если птичка выглядела так, будто вот-вот вспорхнет, а шляпа едва касалась прически и держалась словно чудом. Секрет заключался в длинной шляпной булавке со скромной круглой головкой, незаметной среди пышного декора. Однако такие аксессуары могли стать и изысканным украшением — дорогие шляпные булавки представляли собой настоящие произведения ювелирного искусства.
На высоких сложных прическах того времени шляпы не могли удержаться естественным образом, поэтому их либо прикрепляли к прическе длинными, до 30 сантиметров и более, булавками, либо завязывали лентами под подбородком. В объемное сооружение добавляли волосные жгуты и накладки, даже обручи из китового уса, булавки, на которых крепилась шляпа.
Грандиозные до нелепости шляпы эпохи модерна вызывали в обществе неоднозначную реакцию. Сторонницы женской эмансипации справедливо считали такие головные уборы бессмысленной тратой денег (а шляпы, например, с перьями могли стоить действительно очень дорого!) и предпочитали носить скромные и удобные канотье или федоры.
Театралов возмущало то, что дамы, тогда не снимавшие шляп в зрительном зале, закрывали весь вид на сцену тем, кто сидел сзади. Общества, выступавшие за охрану природы, протестовали против массового убийства птиц, в том числе редких, чьи перья тоннами тратились на украшение шляп.
Карикатуристы изощрялись в остротах по поводу «самого опасного женского оружия», которое оказалось опаснее даже прекрасных голубых глаз.
Особенное негодование вызывали шляпные булавки: эти аксессуары могли представлять собой нешуточную опасность. Их острые концы, торчащие из шляп, в толпе или в вагоне конки не раз царапали лица окружающих, а то и причиняли серьезные увечья. В Москве и Петербурге пришлось даже издать постановления о запрете использования таких булавок без специальных круглых наконечников.
Впрочем, наконечники легко терялись, и несчастные случаи повторялись, пока, к великому облегчению немалой части общества, огромные шляпы окончательно не вышли из моды.
Авторы детективных рассказов тех лет нередко вводили шляпные булавки в сюжет — они могли стать важной уликой или даже орудием убийства.
Впрочем, на этой иллюстрации одного из таких детективов булавка не губит, а выручает: героиня находчиво протыкает ею автомобильную шину и не дает злодею скрыться.
По материалам журнала История моды, ДеАгостини.
Выпуски серий ДеАгостини.