Покрой сарафанов, рубах, нарукавников
Рис. 3. Крой "рукавов"
Женская рубаха соединяла в себе элементы прямого кроя, у горловины собирались мельчайшие борики. За счет искусного борения больших кусков материи рубахе придавалась пышная форма. Такие рубахи назывались "борными". Описанный тип кроя присутствовал как в "поляцких" рубахах, так и в бухтарминских. Различаются они оформлением воротника и рукавов.
Воротники бухтарминских рубах кроились в виде стойки со скошенными концами. Высота стойки достигала 4 - 8 см. Горловина "поляцкой" рубахи окантовывалась узкими полосками ткани. Разные по крою рукава и внизу обрабатывались не одинаково - каждому крою соответствовало особое оформление низа.
Своеобразный крой рукава "кулем" предполагает оформление низа плетешком (косичкой), сплетеным "на пальцах". "Полукуль" дает возможность подбить рукав контрастной тканью на правую сторону, либо на изнанку, в шов вшить вьюнчик.
Широкий низ прямоугольного рукава закладывался в мелкие односторонние или бантовые складки, закреплявшиеся яркой узкой лентой или полоской ткани в нескольких местах, иногда вышивкой по счету нитей. Вариантом оформления низа рукава может считаться набор мельчайших складочек - бориков до необходимой его ширины, к самому низу которых пришивается манжет.
Рис. 4. Женская рубаха на кокетке. Общий вид
Такие рубахи шили с подоплекой - подкладочной тканью для кокетки из более простой и дешевой материи. К верхней части рубахи пришивалась становина (рис. 5).
Поверх рубахи женщины надевали сарафан. В настоящей работе мы представляем два их вида: косоклинный (клинник) и прямой (круглый).
Более древним видом сарафана является косоклинный (рис. 6).
Рис. 6. Косоклинный сарафан. Общий вид
Рис. 7. Крой косоклинного сарафана
Верх клинника по периметру обрабатывался неширокой тесьмой, полосками пестряди или покупной ткани. Лямки переходили в цельнокройную со спинкой "лягушечку" (рис. 8).
В середине XIX век более распространен был сарафан другого типа - "круглый" или прямой (рис. 9).
Рис. 8. "Лягушечка"
Рис. 9. Прямой (круглый) сарафан. Общий вид
Низ сарафана обязательно подбивался другой более дешевой тканью шириною 5-6 см, при этом небольшой рубчик выходил "на лицо". Это делалось для того, чтобы подол меньше обивался при ходьбе и не изнашивался раньше времени. Подол сарафана богато украшался лентами и кружевом. По низу его часто пришивался волан.
Костюм обязательно дополнялся тканым поясом собственного изготовления.
Одним из основных элементов костюма был нарукавник - фартук с рукавами (рис. 11).
Нарукавники закрывали спереди сарафан полностью, а сзади -только верхнюю его часть.
Образец кроя нарукавника представлен на рис. 12.