- народный костюм
- русский народный костюм
- куклы в костюмах
- журналы о шитье и рукоделии
- праздничный костюм
- рубаха
- сарафан
Костюм Нижегородской губернии
Журнал с фарфоровой куклой - Куклы в народных костюмах. 58 выпуск - праздничный костюм Нижегородской губернии.
Куклы в народных костюмах. 58 выпуск, журнал и фарфоровая кукла в костюме (размер около 20 см).
Традиционная одежда жителей Нижегородской губернии была разнообразной. Особенно выделялись костюмы, которые носили в ее южной и северной частях.
Общим предметом народной одежды была рубаха. Женский ее вариант шили, как правило, длиной до середины голени или до пят, из домотканого холста. Рукава, грудь, подол обильно украшали вышивкой, узорным ткачеством, лентами, галуном. Горловины нижегородских рубах оформляли фигурной сборкой.
Такими же делали и края рукавов.
Ты не шей мне, матушка, красный сарафан...
Поверх рубахи женщины надевали сарафан — один из самых распространенных предметов женской одежды на Руси. В северных районах Нижегородской губернии долго носили старинный его тип — косоклинный распашной, популярный в том числе и среди женщин старообрядческих селений (их сарафаны были черного или синего цвета, их носили в комплекте с белой рубахой с кружевными манжетами). Праздничные его варианты в XVIII столетии изготавливали из дорогих шелков и украшали спереди длинным рядом дутых пуговиц. Позднее сарафаны перестали делать распашными, и вместо пуговиц на них нашивали цветную тесьму, имитирующую застежку. На смену косоклинным пришли круглые сарафаны прямой формы с удлиненными лямками.
В селе Безводное Нижегородской губернии (да и не только там) они назывались москали
. Шили их из дорогого шелка или парчи, украшали кружевами, золотым позументом, по низу пришивали широкую бахрому. Спереди лямки сарафана находились над линией груди, сзади —чуть выше талии. Обычно его сажали на подкладку из недорогой хлопчатобумажной ткани фабричного производства, например из коленкора.
Подобные сарафаны носили по праздникам жены и дочери купцов и зажиточных крестьян. Более распространенными, особенно с середины XIX века, были кумашники и китайки — сарафаны из гладких красных и синих тканей. Их украшали цветными лентами и нарядными пуговицами.
Не по плечику епанечка
К шелковому сарафану надевали короткую нагрудную распашную одежду на лямках, называвшуюся в Нижегородской губернии епанечкой. Ее, считавшуюся разновидностью душегреи, шили с подкладкой, стеганной на вате или кудели, из дорогих покупных материалов — шелка, бархата, плиса, парчи — и украшали полосками позумента, бахромой из металлической нити и меховой опушкой. На спинке епанечку собирали в крупные трубчатые складки — боры. В разных уездах она называлась холодником или кафтанчиком и была известна еще в XVI—XVII веках, тогда ее носили женщины и девушки только из боярских и купеческих семей.
Позднее епанечка стала деталью городского костюма купчих и богатых мещанок. В крестьянской среде она встречалась довольно редко, в основном в богатых семьях, живших в пригородных, торговых и ремесленных селах.
Популярность епанечки у женщин Нижегородской губернии объясняется развитыми в этом крае
торговлей и доходными промыслами.
У молодца не без золотца, у красной девицы не без серебреца
Отличительная особенность нижегородской епанечки — узорчатое золотное шитье. Заготовки для него делали мастерицы из Городецкого и Арзамасского уездов — губернских центров золотошвейного промысла. В качестве материала под золотное шитье использовали бордовый или вишневый бархат. Холст брали под вышивку серебряными нитями, которая его практически полностью и покрывала.
В орнаменте преобладали растительные мотивы.
Особенную популярность в Нижегородской губернии имела епанечка-перышки
из красного или темно-синего с зеленым отливом бархата, расшитого золотыми и серебряными нитями. В холодную погоду и девушки, и женщины надевали шугай — распашную однобортную одежду с длинными рукавами. Обычно он доходил до середины бедра или до колен.
Шугай делали с большим круглым воротником на пуговицах или крючках. Его, а также подол и края рукавов украшали позументом, бахромой, иногда вышивкой. В конце XIX — начале XX века
и епанечки, и шугаи вышли из повседневной моды и стали использоваться только в качестве традиционной свадебной одежды.
Сорока — с поневой...
Нижегородские женщины, носившие костюм с поневой, по праздникам закрывали волосы сложным головным убором, состоявшим из нескольких частей. Сначала надевали кичку, или кику — твердую основу из простеганного холста, ранее имевшую форму одного, двух или даже трех рогов, а сверху — сороку — головной убор, в разложенном виде напоминавший птицу с распластанными крыльями.
При соединении боковых и хвостовой части изделия получалась закрытая шапочка. Изготавливали ее из покупных тканей — кумача, шелка, бархата, украшали цветной вышивкой, золотным шитьем, блестками. Сзади к сороке крепили позатыльник, прикрывавший затылок и шею. Его делали из ткани или разноцветной бисерной сетки на матерчатой основе. Нередко этот головной убор дополняли налобником — полосой ткани, украшенной золотным шитьем, позументом, которую накладывали на лоб таким образом, чтобы ее верхний край заходил под сороку. К нему крепили височные украшения, сделанные из бисера, нанизанного на шерстяные или шелковые нити. До середины XIX века голову поверх сороки покрывали вышитым платком, потом стали использовать покупные шали.
...кокошник - - с сарафаном
К костюму, главной деталью которого был сарафан, надевали другой головной убор — кокошник. Его носили замужние женщины в праздничные дни. Кокошник плотно обхватывал голову и полностью закрывал волосы, заплетенные в две косы и уложенные венчиком или пучком. Этот головной убор изготавливали на твердой основе из плотного картона, простеганного или проклеенного холста, обтянутого кумачом, шелком, бархатом, атласом, парчой.
Кокошники богато украшали речным жемчугом, рубленым перламутром, золотосеребряными нитями и другим декоративным материалом. К очелью обычно крепили поднизи в виде сетки с вплетенными в нее жемчужинами. Кокошники различались по конструкции (в Нижегородской губернии наибольшее распространение имели однорогие) и характеру украшений.
Изготовленные профессиональными мастерами, они стоили очень дорого. Их бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери.
По девице тряпица
Девушки до замужества заплетали одну косу и носили на голове девичий убор — повязку — полосу ткани, обшитую галуном. Для придания очелью конусообразной формы под него подкладывали бересту или плотный картон. Очелье праздничной повязки украшали объемным орнаментом, расшивали его золотыми и серебряными нитями, жемчугом, бисером.
Нижний край обрамляли поднизью в виде фестонов. Узел повязки делали под косой тесьмой, продетой в пришитые с изнанки изделия петли. В селе Безводное тесемки прикрывали длинными шелковыми лентами с золотой бахромой.
👎👎👎👎👎👎👎👎👎👎😪😪😪😪😪😱😭😭😭☁
👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍
аааааааааааааааааааааааааааааааааааа
👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍 класс
😳😳😳