Пояса и опояски
Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Они почти не сохранились в земле, поэтому археологи очень долго считали, что женские одежды не подпоясывались вообще.
А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа— женщины не носили их никогда. Не забудем, что практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. В Западной Европе полноправного рыцаря называли «опоясанным», пояс входил в рыцарские атрибуты наравне со шпорами. А на Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что значило «лишить воинского звания». Любопытно, что позже его применяли не только к провинившимся воинам, но и к священникам, которых лишали сана.
Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей». Мужской кожаный пояс обычно был в ширину 1,5— 2 см.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОЯСОВ И ОПОЯСКОВ РАЗНЫМ СПОСОБОМ НА АЛТАЕ
Л. И. Клокова
На Алтае бытовали разные способы изготовления поясов и опоясков: более древние - "на бердечке", "на сволочке" (ниту), "на дощечках" (кружках); позже для тканья использовали обычные станы -"кросна".
Способ тканья "на дощечках" записан нами в селе Куяча Алтайского района. Здесь же найдены две старинные дощечки, изготовленные из дерева, у жительницы села Ксении Владимировны Клепиковой. Набор может насчитывать от 20 до 100 дощечек.
В каждом углу дощечки проделывалась дырочка:
Сначала мастерица готовила основу. Для этого в каждую дырочку дощечки он пропускала по одной нити в определенном порядке, чаще всего навстречу друг другу:
Один конец основы прикреплялся ею к гвоздю, вбитому в стене, обвязывался вокруг поясницы. Заблаговременно готовился и уток. Ткали таким образом: нить утка прокидывали через основу и поворачивали дощечки.
Каждый раз при повороте дощечек по "солнышку" или против него ровно на четверть образовывался новый зев, в который пропускали уток. Узор получался чаще всего благодаря сочетанию механически прокрученных разных цветов нитей в основе.
Иногда рисунок формировали путем выборки в основе отдельных нитей во время тканья, чем нарушали механически получаемый зев. Данный технический прием давал большое разнообразие в узорах. Изображение ромбов, кругов, треугольников, свастик, имеющих значение оберегов, часто встречается на тканых поясах, опоясках и вожжах (рис.1,2,3,4,5,6,7,8,9).
Кроме того, способ тканья "на дощечках" давал возможность "писать" слова молитв, дарений, именные пояса (рис.2,3,5,6,8).
Ширина изделий определялась количеством дощечек. Пояса, опояски, вожжи, зафиксированные на Алтае, сотканы как на малом количестве дощечек - 18 (рис.6), среднем - 20, 23, 28, 30 (рис.2,4,7,8), так и на большом 45, 51 (рис. 1,3,5).
Другой способ изготовления поясов и опоясок - это тканые "на бердечке" - тонкой дощечке шириною чуть больше ладони:
Чем длиннее бердечко, тем шире будущий поясок. Поперек бердечка делались тонкие узкие параллельные друг другу пропилы. В каждой перегородке сверлились дырочки. Нечетная нить пропускалась в пропил бердечка, четная - в дырочку. Бердечко попеременно поднимали или опускали, и каждый раз в образовавшийся зев пропускали нить утка и подбивали челноком:
Этот прием повторялся многократно и в результате образовывался пояс простого полотняного переплетения.
В найденных нами поясах использовалось браное ткачество, в котором деревянной дощечкой - "бральницей" - выбирались по счету нити основы в соответствии с рисунком (рис. 9).
В тканье "на сволочке" (ниту) каждая нить обвивалась вокруг небольшой круглой палочки - "кочульки":
Причем нечетные нити располагались сверху, четные - снизу.
Так получался первый зев основы. Нижние нити перевязывались петлями - "нитами", изготовленными из прочной льняной или пеньковой пряжи. При протягивании этих нитей вверх происходит смена зева. Один конец основы, как и при тканье "на дощечках" и "на бердечке" прикреплялся к гвоздю, другой - к поясу ткачихи. Данные пояса также выполнены в технике браного ткачества (рис. 10, 11).
Снование поясов и опоясков "на сволочке" (ниту), "на бердечке" зависело от выбранного узора.
В найденных нами поясах на территории Алтайского края присутствовали разные способы снования.
Так, например, в поясе N9 кромка сновалась "пучками" (3 нити бордовые, 3-желтые), основной рисунок - "троечками" (24 бордовых нити, 12-синих, плюс 2 бордовых), всего имелось 44 нити, все нити шерстяные, уток холщовый.
В опояске N10 кромка сновалась "парочками" (12 розовых шерстяных нитей, 12 оранжевых шерстяных нитей, 24 синих холщовых нитей), основной рисунок "парочками" (54 коричневые шерстяные нити, 54 розовые холщовые нити, плюс для уравнивания рисунка одна коричневая шерстяная нить), всего 135 нитей.
В опояске N11 кромка сновалась "пучками" (8 синих холщовых нитей), основной рисунок "парочками" (48 розовых холщовых нитей, 47 коричневых шерстяных нитей, плюс 1 розовая холщовая нить для уравнивания рисунка), всего 103 нити.
Пояс "на сволочке" (ниту), "на берде" ткали, перебирая нити основы в определенном порядке и по определенному счету для каждого узора. В этих переборных изделиях различались два типа поясов: с "простым утком" и с "потайным утком". Процесс тканья и тех и других один и тот же. Разница заключалась в сновании основы и в характере утка.
Пояс с "простым утком" сновали, пропуская в основу попеременно пару льняных и пару шерстяных нитей. Уток брался льняной. Перебору подлежали шерстяные нити. При тканье получался двусторонний узор.
Первая сторона является как бы позитивом, вторая - негативом. Выпуклая часть, образуемая поднятыми шерстяными нитями основы, формировала с одной стороны сам узор. Ему соответствовал плоский узор с другой стороны. Рельефный узор, вытканный данным способом, образовывался шерстяными нитями, плоский фон - одноцветными нитями основы и утка (рис. 9).
Для образования каемок по краям пояса обычно пропускали при сновании по несколько пар ниток, которые отличались по цвету от льняных нитей основы и утка.
Основу пояса с "потайным уткем" сновали целиком из шерстяной пряжи. Уток использовали льняной. Изредка применяли для утка шерсть. При всей шерстяной основе уток как бы тонул в ее толстых нитях, т.е. он действительно становился потайным, незаметным.
В таком поясе уже нет рельефного узора, он весь был одинаковой толщины. Узор образовывался разноцветными нитями основы путем перебора определенного цвета (рис. 9, 10).
В славянской традиции красный цвет является наиболее архаичным и универсальным способом моделирования ритуальных объектов. Чаще всего в поясах Алтайского края знаки, слова и фон середины пояса образуются из сочетания всех оттенков красного (оранжевого, бордового, розового, малинового. алого), с черным (рис. 6), коричневым (рис. 1. 3, 4), реже с зеленым (рис. 2).
Интересны варианты алого цвета с бордовым (рис. 5). желтого с сиренево-фиолетовым (рис. 8), черного с зеленым (рис. 7).
Все пояса завершались кистями. У многих они образовывались из концов пояса (рис. 1, 10, И). Но встречались пояса, в которых кисти изготавливались из дополнительных нитей разного цвета, закрепленных к концам пояса вкруговую.
Для этого шерстяные или гарусные нити нарезались в два раза длиннее предполагаемой кисти и крючком продергивались через концы пояса по окружности до нужной толщины кисти, затем бралась шерстяная ниточка, которой обматывали несколько раз пояс, завязывали, подравнивали концы (рис. 2,5,6,8,9).
Таким же образом сделаны кисти разных цветов (красная, желтая, алая, зеленая) у вожжей, расположенные по всей их длине через 30 сантиметров (рис. 3).
Встречались пояса с двумя кистями на концах, т.е. из дополнительных нитей, которые делались сначала так же, как и во втором варианте, затем все нити кисти делились на две части, каждая из которых отдельно закручивались закрепляющей нитью (рис. 4. 7).
Таким образом, в Алтайском крае пояса и опояски сохраняли древнейшие технологии их изготовления, которые известны на всей территории России. До сих пор некоторые старожилы (Мария Ермиловна Ощепкова из Алтайского района) владеют данными технологиями и бережно хранят инструменты для ткачества.