admin

Иследование Золототканой Ленты из погребения на Глебовом Городище

Голиков Валерий Платонович,
Орфинская Ольга Вячеславовна
(Институт природного и культурного наследия
им. Д.С. Лихачёва; Москва, Россия)

Из Музея-заповедника Рязанский Кремль в Центр исследования исторических и традиционных технологий Института Наследия им. Д.С. Лихачёва поступила золототканая лента XIII века обнаруженная на территории достопримечательного места Поле Вожской битвы в Рыбновском районе Рязанской области, село Глебово-Городище. В ходе работы археологической экспедиции (ВАЭ-10) в одном из женских погребений была обнаружена золототканая лент.

В Центре были проведены исследование материалов и технологических приемов изготовления этой ленты.

Результаты исследования

Тканая лента шириной 2 см имеет зигзагообразный рисунок, построенный на базе ломаной саржи. Саржа 2/1 меняет свое направление с S на Z в рамках одного ткацкого раппорта по нитям основы (рис. 1).


Рис. 1. Фрагмент золотной ленты

Исследование показало, что некрученые шелковые нити базового утка были не окрашены, а шелковые нити основы были окрашены в красно-коричневый цвет, вероятно, Мареной красильной, самым распространенным в раннем Средневековье источником красного красильного сырья.

Характеристики тканой ленты

Нити основы: красный шелк, Sz/z, толщиной 0.2 мм.

Нити базового утка: не окрашенный шелк, без крутки, толщиной 0.2 мм.

Нити дополнительного утка - золотного: пряденые, состоящие из шелкового сердечника, на который навита в S направление металлическая полоска. Металлическая полоска шириной 0.4-0.6 мм представляет собой сплав, содержащий 51 % золота, 21 % серебра и 9 % меди. Золотные нити проходят от кромки до кромки, не участвуя в ее формировании, они полностью застилают центральную часть ленты, где на золотом фоне нити шелковой основы красного цвета формируют узор (рис.2). Отношение базового (шелкового) утка к дополнительному (золотному) утку 1:1.

Плотность нитей: 50 нитей основы и по 27 нитей шелкового и золотного утка на 1 см2.


Рис. 2. Схема текстильных переплетений золотной ленты

На краю одного из фрагментов, расположенного дальше всего от центра лба, сохранился участок, на котором вместо нитей золотного утка пробросано несколько рядов толстой шелковой нитью. Следовательно, это начало или конец тканой ленты.

На оборотной стороне всех фрагментов очелья обнаружены темные отложения материалов, природу которых не удалось оценить при визуальном и предварительном микроскопическом обследовании. Дальнейшие исследования показали, что наряду с остатками человеческой кожи, эти отложения являются сильно деструктированными остатками кожаного изделия, вероятно кожаного ободка. На одном из фрагментов ленты была зафиксирована шелковая нить, которая, вероятно, и крепила ленту к этой кожаной полосе.

Реконструкция головного убора

Головной убор - очелье, вероятно, состоял из кожаной полоски, на которую была пришита золототканая лента. Однако, начало ленты было расположено чуть дальше виска, следовательно, лента была пришита только в лобной и височных частях, и не заходила на затылок. Кожаная полоска позволяла ленте держать форму и меньше повреждаться в процессе носки. Лента была пришита на кожу шелковой нитью в два сложения (Sz/z). К очелью крепились височные кольца.

Очевидно, что золототканая лента не могла быть текстильным изделием местного производства. Она является достаточно дорогим, импортным изделием. На территории средневековой Руси золототканые ленты встречаются достаточно часто. Они служили украшением головных уборов или иной одежды. Фиксируются различные типы лент, как по технике исполнения, так и по материалам. В настоящее время не разработана единая шкала признаков, характерных для определенных центров производства золотных лент. С уверенностью можно утверждать, что эта лента не была изготовлено на Востоке. Набор характеристик с наибольшей вероятностью позволяет ее отнести в регион, находившегося под влиянием Византийской культуры (район Средиземного моря, юг Европы).