В статье показано, что русские узорные двухслойные ткани относятся к виду тканей, выполненных в ткацкой технике Finnweave. Также показано, что в узорных двухслойных тканях Рязанской и Пензенской губерний есть элементы орнамента, общие с элементами на мазурском ковре XVIII века. Техника Finnweave использовалась в ткачестве двухслойных ковров в Скандинавии, Восточной Пруссии и других странах Прибалтийского региона. Показав, что в той же технике были выполнены русские узорные двухслойные ткани, мы поставили их в один ряд с подобными изделиями других стран, где они признаны лучшими текстильными изделиями по своему техническому и художественному уровню. В настоящее время обучение ткацкой технике Finnweave ведется в университетах и ткацких центрах Швеции, Америки и других стран. Мы впервые в России обучаем студентов факультета искусств, специальности декоративно-прикладное искусство, этой сложной технике.
Исследования текстиля проводились в Институте природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева.
Объектами исследования являлись ткани, ленты, тесьма и фрагменты кожаных изделий из двух женских погребений кургана Холмы (таблица 1). При работе применялись методы микроскопии в отраженном поляризованном и неполяризованном свете при увеличении от 10 до 200Х, а также в проходящем поляризованном свете при увеличении до 400Х.
В статье представлены результаты изучения узорных двухслойных тканей СанктПетербургской губернии. Узорные ткани применялись в традиционной женской одежде ижор и води, называемой хурстуксет. Показано, что по своему строению и орнаментам эта ткань стоит в одном ряду с другими узорными двухслойными тканями, существовавшими на территории Российской империи. Для сравнения тканых узоров в двухслойных тканях использована схема, так называемая схема выработки, предложенная авторами. С ее помощью можно схематически записать узор двухслойной ткани. Авторы выделили элементы, из которых составлен узор на ткани хурстуксета, и привели схемы выработки для этих элементов. Также были изучены музейные образцы тканей хурстуксета и впервые сделана реконструкция в материале ткани хурстуксет на ручном ткацком станке. Статья представляет интерес для специалистов декоративно-прикладного искусства в области текстиля.
Из Музея-заповедника Рязанский Кремль в Центр исследования исторических и традиционных технологий Института Наследия им. Д.С. Лихачёва поступила золототканая лента XIII века обнаруженная на территории достопримечательного места Поле Вожской битвы в Рыбновском районе Рязанской области, село Глебово-Городище. В ходе работы археологической экспедиции (ВАЭ-10) в одном из женских погребений была обнаружена золототканая лент.
Головной убор - очелье, вероятно, состоял из кожаной полоски, на которую была пришита золототканая лента.
В 1998 году в Центре исследования исторических и традиционных технологий Института Наследия им. Д.С. Лихачева под руководством Валерия Платоновича Голикова была выполнена работа для Германа Алексеевича Федорова-Давыдова по исследованию текстиля с Селитренного и Водянского городищ.
Сохранились фрагменты начала или конца ткацкого куска с декоративной полосой и бахромой, а также фрагменты с боковой кромкой ткани.
Для определения структуры тканей и плетеных изделий применялась микроскопия в неполяризованном свете (МБС-10), увеличение от 10 до 40х.
При археологических раскопках на территории среднерусской полосы в курганах были найдены остатки тканей X–XIII вв. Письменные источники указывают, что в этот период на Руси вырабатывались ткани разнообразных видов. Встречающееся в документах название тканей пестрина свидетельствует о производстве многоцветных тканей [1, с. 11]. Среди других видов археологических тканей встречались ажурные ткани, в которых на фоне плотной ткани упорядоченно располагались просветы.
Волосник – обязательный элемент русского головного убора замужней женщины. Главная его функция на протяжении многих веков оставалась неизменной – полностью закрыть волосы женщины, чтобы ни одна прядь не выбивалась наружу.
Ходить с непокрытой головой для замужней женщины считалось большим грехом. Она должна была полностью скрывать свои волосы. Веками существовало поверье, что в волосах сосредоточена жизненная сила, и укрыть их - означало защитить женщину и ее семью от злых сил.
Узорное ткачество является особенной областью декоративно-прикладного искусства, поскольку влияние технологии изготовления тканей в ней сильнее, чем в любом другом виде декоративно-прикладного искусства. Узор здесь формируется во время изготовления ткани. Технология определяет, какой вид узоров можно сделать, а также способ размещения мотивов в орнаментах ткани. Особенно сильно влияние технологии в изготовлении узорных двухслойных тканей. Двухслойные ткани представляют собой две ткани, лежащие друг над другом и связываемые друг с другом во время тканья в единое целое.
Узорные ткани Пензенской губернии представляют собой собственноузоры , т. е. отдельные широкие полосы орнаментированной ткани, внутри которых лежит целостная композиция из поперечных узорных полос, между которыми расположены участки фона. Народная праздничная одежда Пензенской губернии украшалась с помощью узорных полос, они размещались на поневах, на концах рукавов, в запонах.
Также узорные полосы помещали на концах праздничных полотенец.
Узорные ткани в составе одежды или в виде отдельных вырезанных полос ткани хранятся: в Пензенском государственном краеведческом музее, в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике, в Государственном Историческом музее, в Российском этнографическом музее.
Шотландский национальный костюм — традиционный мужской костюм, главной отличительной особенностью которого является малый килт — мужская с крупными складками сзади юбка до колен, сшитая из шерстяной клетчатой ткани — тартана.
Найти информацию о шотландском костюме - задача очень и очень непростая.
Поверх полотняной рубашки или шерстяной куртки-дублета на одно плечо набрасывают тартановую накидку — плед (англ. plaid), а на ноги надевают чулки до колена (гольфы) и башмаки с металлическими пряжками. Кроме килта в национальный костюм входит ещё берет с пером или помпоном и спорран (sporran) — отделанный мехом (часто тюленьим) кожаный кошель, который висит на ремне килта или отдельном узком ремешке или цепочке, охватывающей бедра.
Эта книга - удобное, практичное и подробное руководство по стилю. Ее написала авторитетный эксперт в области моды и стиля, регулярный участник шоу Today на NBC Эми Гудмэн. Демонстрируя разные вещи, Эми показывает, какие из них достойны вашего внимания, а с какими стоит расстаться без сожаления.
Она облегчает вам выбор, перечислив 30 предметов гардероба, 30 аксессуаров и минимум косметики, необходимых каждой женщине. Вместе с вами Эми разбирает гардероб - полка за полкой, вешалка за вешалкой, ящик за ящиком.
Ваш шкаф ломится от одежды, но вам "опять нечего надеть"? Хотите изменить свой стиль, но не знаете, как? Покупаете новую вещь, но радости от приобретения не испытываете? Есть ещё одна книга, которая вам поможет - о ней в статье!
Книга-альбом о костюме на английском языке. Есть В ПРОДАЖЕ В РОССИИ!
This title provides all the know-how you need to create your own wardrobe. "Dressmaking" gives you all the tools you need to make, alter and customise your own clothes, from choosing the right fabrics to key techniques such as hemming and hand stitching. Create a complete wardrobe with 12 basic scalable patterns and step-by-step instructions for classic items such as pencil skirts, dresses and jackets plus how to customise them to make them your own so you can make 30 garments in total.
Книга - с множеством хороших выкроек современной одежды, описанием токностей, которые важны при пошиве одежды. Очень рекомендуется для всех профессионалов, кто занимается пошивом одежды!
Их 400. Картин, обложек, рекламных плакатов, вывесок, иллюстрирующих моду последних 100 лет. Они ослепительны, трогательны и романтичны, жестки, лаконичны и продуманны. Они заставляют ностальгировать и восхищаться. Их создатели - лучшие художники и иллюстраторы, верноподданные прекрасного, изменчивого и коварного божества, имя которому Мода.
Художники всегда были очарованы модой. Но только в ХХ веке иллюстрации со страниц ее библий под названием Vogue, Harper's Bazaar, Women's Wear Daily сумели превратить привычное безжизненное изображение одежды в ослепительный вихрь мечты и настроения, чувств и ожиданий.
Обзоры нескольких интереснейших изданий о народном костюме.
Впервые исследованы художественные достоинства русского народного костюма как ансамбля. Выработана методика изучения подлинников, изложен принципиально новый перспективный подход к пониманию и структурному анализу творческого первоисточника. Систематизирован материал музейных коллекций народного костюма. Разработан классификатор русского народного костюма. Выявлены костюмы-образы, характеризующие русский народный костюм по регионам.
Вниманию читателя предлагается уникальный альбом с иллюстрациями моделей дамских и детских нарядов из журнала мод "Модный Магазин", в котором печатались раскрашенные гравюры из парижских журналов мод для состоятельной публики за период с 1862 по 1881 год.
Уникальная коллекция Сергея Анатольевича Глебушкина - плод почти 20-летнего собирания предметов народного костюма различных регионов России.
Родом Сергей Анатольевич из Рязанской глубинки. После переезда в Москву он стал заниматься в фольклорном ансамбле "Россияночка", где и проявился его интерес к русскому национальному костюму. Первым экспонатом коллекции пала рязанская "сряда" начала XX века - комплекс праздничного наряда из села Салтыково Сасовского района Рязанской области, принадлежавший некогда бабушке Сергея Анатольевича. Интерес к народному костюму перерос позднee в настоящую страсть коллекционера.
Семейный строй населения и его особенности представляются важным свидетельством для характеристики этнических процессов. Так, сложение и развитие русской крестьянской семьи в Сибири неразрывно связаны с историей заселения и хозяйственного освоения сибирских пространств переселенцами (Александров В.А., 1964. - С. 119; Бояршинова З.Я., 1967. - С. 5-7; Власова И.В., 1980. - С. 39; Крестьянство Сибири в эпоху феодализма, 1982. - С. 400; Этнография русского крестьянства Сибири, 1981. - С. 13). Создание постоянного сельского населения происходило различными путями и с разной интенсивностью в отдельных районах в тот или иной период, что наложило отпечаток и на формирование крестьянской семьи.
Изучение народного костюма – «классически» этнографическая тема в отечественной науке XIX – первой половины XX века. Исследования в области традиционного костюма разных народов продолжаются до сих пор, хотя по интенсивности и уступают многим иным темам. После создания ряда обобщающих трудов по русскому традиционному костюму Европейской России и Сибири [1; 9; 12], тема, по большому счету, перестала привлекать к себе активное внимание специалистов – этнографов и искусствоведов. Способствует этому, вне сомнения, и то, что русский традиционный костюм практически вышел из употребления, а его изучение все чаще сводится к архивным и музейным изысканиям.
Весьма распространено мнение, что простой народ в России всегда жил тяжело, постоянно голодал, и терпел всяческие притеснения от бояр и помещиков. Однако, так ли было на самом деле? Конечно, в силу объективных причин, у нас сейчас почти нет статистических данных по дореволюционной России, как-то ВВП на душу населения, стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум и т.д.
В конце XIX — начале XX веков отходничество в Петербург из Заонежья получило распространение не только среди мужчин, но и среди женщин.002 Причины, приводившие их в большой город, были весьма типичны: семейные неурядицы, невозможность заниматься крестьянским трудом вследствие болезни или увечья, переезд в Петербург вместе с мужем –отходником.