Исследования органических материалов
из двух захоронений кургана Холмы
Орфинская О.В.В сборнике Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Выпуск 7. М.: Институт археологии РАН, 2011. Есть статья Зоц Е.П. Раскопки одиночного кургана Холмы (с. 405-411) и Орфинской О.В. Исследования рганических материалов из двух захоронений кургана Холмы (с. 412- 421), а также Столяровой Е.К. Стеклянные бусы из раскопок одиночного кургана у деревни Холмы (с. 422-427). Все эти статьи посвящены двум женским погребениям конца XVII - начала XVIII вв. Первое погребение содержало останки женщины 38-40 лет, второе – женщины 20-ти лет.
Исследования текстиля проводились в Институте природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева.
Объектами исследования являлись ткани, ленты, тесьма и фрагменты кожаных изделий из двух женских погребений кургана Холмы (таблица 1). При работе применялись методы микроскопии в отраженном поляризованном и неполяризованном свете при увеличении от 10 до 200Х, а также в проходящем поляризованном свете при увеличении до 400Х.
Таблица 1
Список объектов исследования
- Место находки*; № объекта; Описание*; № образца и его описание
- Курган Холмы, погребение 1; 1; Череп с остатками прически; 1.1. Волосы
- 1.2. Ткань на лице
- 1.3. Ткань на волосах
- 1.4. Фрагмент изделия из кожи с металлической иглой
- 2; Фрагмент головного убора; 2.1. Лента из металлических нитей
- 2.2.Ткань шелковая (ткань 1)
- 2.3. Ткань красная (ткань 2)
- 2.4. Ткань светлая (ткань 3)
- 2.5. Фетр или тонкий войлок
- 2.6. Ткань светлая (ткань 4)
- 2.7. Валик по краю ленты из нитей
- 2.8. Фестоны из нитей
- Курган Холмы, погребение 2; 3; Череп с остатками прически; 3.1. Волосы
- 3.2. Широкая лента
- 3.3. Ткань на волосах
- 3.4. Ткань сверху широкой ленты
- 3.5. Ткань на лице
- 3.6. Ткань в затылочной части черепа
- 3.7. Завязки головного убора
- 3.8. Пуговичка
- 3.9. Ткань под широкой лентой
- 3.10. Шнур плетеный плоский
- 3.11. Ткань с вышивкой, подшитая к широкой ленте
- 3.12. Ткань, подшитая к широкой ленте (камка)
- 3.13. Ткань в затылочной части под волосами
- 3.14. Ткань с изнаночной стороны камки
- 3.15. Шнур плоский, подшитый к камке
- 3.16. Узкая лента
- 3.17. Фрагмент изделия из кожи с плоским шнуром
- 4; Предметы металлические, фрагменты кожи и шнуры; 4.1. Фрагменты изделия из кожи
- 4.2. Шнур отделки изделия из кожи
- 4.3. Слой Х (на котором крепился бисер)
- 4.4. Нить в канале бусины
- 4.5. Бисер
- 4.6. Перстень. Ткань вставки перстня.
- 4.7. Металлический предмет.
- 4.8 Узкая лента.
- 4.9. Широкая лента.
- 5; Завязки от головного убора; 6.1. Шнур плетеный круглый.
Погребение 1
Рис. 1. Графическая реконструкция женской головы из погребения 1 кургана Холмы
; I –прическа из трех кос; II- головное покрывало или саван, закрывающий голову и лицо погребенной (рис. М.А. Токманцева)
Сохранность волос на голове погребенной позволили выполнить графическую реконструкцию прически погребенной женщины (рис. 1). Вся волосяная часть головы была разделена на три участка. Разделение на участки проходило по линиям от центра лба до затылка. Волосы центрального участка причесывались наверх и в теменной части заплетались в косу. Эта коса укладывалась в плотную шишку в направлении по часовой стрелке. Волосы на боковых участках причесывались в направлении лица и ниже ушей заплетались в плотные косы, которые также по часовой стрелке закручивались в шишки. При такой системе боковые косы полностью закрывали уши. При
Рис. 2. Фрагмент обработанной кожи с обломком металлической иглы, возможно, шпильки
исследовании внутренней стороны одной из боковых кос удалось выявить небольшой фрагмент обработанной кожи, в котором застрял обломок железной иглы (рис. 2). По ровному краю фрагмента был подшит плоский шнур. Вероятно, плотно заплетенная и скрученная коса крепилась к кожаной полосе украшенной шнуром с помощью металлического изделия, возможно, шпильки.
При исследовании поверхности волосяной части головы было отобрано пять образцов. В этих образцах были обнаружены остатки шерстяной тонкой ткани темно-коричневого цвета. Сохранность ткани очень плохая, волокна сильно разрушены. Средняя толщина нитей около 0.25 мм. Нити имеют слабую Z-крутку. Плотность ткани около18х18 н/см. Результаты исследования поверхности волос позволяют заключить, что часть, или вся голова погребенной были покрыты шерстяной тканью, остатки которой были обнаружены и на лице. Среди образцов, переданных для исследования, находились фрагменты ткани, найденные в непосредственной близости от головы. Это ткань темно-коричневого цвета, из шерстяных нитей. Нити со слабой Z-круткой толщиной около 0.25 мм. Плотность ткани около 20х20 н/см. Сравнивая характеристики ткани на голове и рядом, можно сделать заключение, что это фрагменты одной ткани, только на голове она сильней растянута и поэтому имеет меньшую плотность. Следовательно, голову и лицо погребенной закрывала ткань, имеющая достаточно большие размеры. Это могло быть головное покрывало или саван.
В археологическом отчете отмечается, что Около черепа, к юго-западу от него лежала лента – часть головного убора. Также в районе головы в норе крота были обнаружены 14 бусин медного сплава, которые могли быть частью головного убора.
Исследование головного убора
Сохранившаяся часть головного убора, это лента с металлическими нитями (рис. 3) по одному краю которой проходит валик (рис. 4), по другому – фестоны (рис. 5). На трех фрагментах сохранились углы, которые тесьма делает при повороте ее на угол около 90 градусов (рис. 6). Под тесьмой прослеживается несколько текстильных слоев (таблица 2).
Таблица 2
Расположение слоев в головном уборе под тесьмой
1 внешний слой Лицевая сторона головного убора
Лента с металлическими нитями
2 слой
Ткань шелковая
3 слой
Ткань хлопковая красная
4 слой
Ткань льняная
5 слой
Нетканый текстиль
6 слой
Ткань из растительных волокон
Лента с металлическими нитями
Рис. 7. Микрофотография ленты с металлическими нитями
Ширина ленты около 2 см (с фестонами), общая длина сохранившихся фрагментов около 54 см, рисунок – зигзагообразный (рис. 8).
Нити основы льняные в два сложения (S,2z). Толщина двух крайних нитей 1.25 мм, остальные 10 нитей имеют толщину 0.8-1.0 мм. Всего работает 12 нитей основы. Нить утка – металлическая, круглая (волоченка) имеет диаметр 0.1мм, нити работают парами. По одной стороне тесьмы находились фестоны, для которых использовались пряденые металлические нити, состоящие из льняного сердечника обвитого полосой металла шириной 0.2-0.3 мм;
Рис. 8. Схема технического рисунка ленты
общая толщина нити 1.0 мм. С другого края к тесьме подшит валик толщиной 3 мм состоящий из нескольких нитей. Валик обвит нитью, которая создает ритм обвитых и не обвитых участков на поверхности валика. Внутренние нити состоят из лубяных волокон, которые собраны в пучки. Нить, которая обвивает валик по спирали – льняная.
Под лентой была проложена шелковая ткань, вырезанная полосой шириной 1 см. Ткань полотняного переплетения (тафта). По полотну проходят полосы, состоящие из рядов с более толстыми нитями утка. Нити без крутки толщиной 0.1 и 0.2 мм. Толстые нити до 0.25 мм. Средняя плотность ткани 66х50 н/см.
Рис. 9. Слой ткани красного цвета
Под шелком находился слой из ткани красного цвета (рис. 9). Ткань из хлопковых волокон (рис. 10) имеет нити с Z-круткой толщиной от 0.2 до 0.5 мм. Нити с неравные (по толщине и крутки). Плотность ткани 12х14 н/см.
Ниже красной ткани фиксируются остатки ткани из льняных волокон с плотностью 20х13 н/см. Следующий слой очень тонкий, структура ткани не читается. При микроскопических исследованиях этого слоя были выявлены шерстяные волокна, следовательно, можно предположить, что это тонкий войлок или фетр.
Рис. 10. Микрофотография хлопковых волокон красной ткани
Самый нижний слой – ткань льняная полотняного переплетения, нити плоские с Z-круткой толщиной 0.3 – 0.4 мм. В нитях, возможно, присутствуют единичные волокна хлопка очень плохой сохранности. Плотность ткани 18х18 н/см.
Лента имела с одной стороны фестоны, а с другой – валик. Причем все нижние слои были подогнуты и подшиты со стороны валика, следовательно, именно эта сторона является краем головного убора. В углах, хорошо заметно, что красная ткань выходит за пределы ленты и, видимо, имена эта ткань является основной, верхней тканью (рис.11).
Рис. 11. Вариант реконструкции края головного убора
Ф – фестоны; В – валик; Б - бусины
Исходя из полученной информации, можно предположить, что:
- головной убор имел сложный крой, с краем, делающим не менее четырех поворотов, а вероятно, восемь;
- имел жесткую форму, которая держалась за счет слоя тонкого войлока и льняной ткани;
- был перекрыт тонкой хлопковой тканью красного цвета;
- имел отделку из ленты с металлическими нитями;
- имел подкладку;
- возможно, валик по краю был украшен бусинами.
Так как головной убор был обнаружен не на голове, а находился рядом, то нельзя исключить и вариант, что это не головной убор, а некое неопределенное изделие.
Погребение 2
Рис. 12. Графическая реконструкция женской головы из погребения 2 кургана Холмы
1 –женская голова с прической, состоящей из одной косы и узкая налобная повязка; 2- широкая повязка, расположенная сверху узкой повязки (рис. М.А. Токманцева).
Прическа молодой женщины, отличается от прически женщины из первого погребения. Сохранившиеся волосы позволяют реконструировать косу, спускающуюся вниз по позвоночнику. Широкая полоса тесьмы (ширина 9 см) полностью закрывает лоб и чуть дальше, за ушами уходит под волосы (рис. 12). Под широкой тесьмой находилась узкая тесьма шириной 1.5 см.
Слои ткани, обнаруженные на поверхности широкой ленты, прошиты между собой швом вперед иглой нитью из растительных волокон (стежка?). Ткань льняная полотняного переплетения, имеет нити со слабой Z-круткой и толщиной около 0.30 мм. Средняя плотность ткани 10-12/10-12 н/см.
На поверхности волос и на лице зафиксированы остатки ткани очень плохой сохранности.
Рис. 13. Круглые шерстяные шнуры, которые находились на внешней стороне ткани в затылочной части
В затылочной части сохранился участок, состоящий из круглых шнуров и многослойного фрагмента ткани, лежащего на волосах. Ткань соответствует ткани, расположенной сверху ленты. Круглые шнуры (рис. 13), которые находились на внешней стороне ткани в затылочной части, возможно, были к ней пришиты. Два шнура были расположены рядом, причем с левой стороны на шнуре была надета пуговичка имеющая втулку и шарик на небольшой ножке (рис. 14). С правой стороны шнур имеет петлю, которая была накинута на шарик. Всю систему крепления установить не удалось. Аналогичный круглый шнур из шерстяных нитей был обнаружен на остатках шерстяной ткани и кожи в районе правого уха. Ткань плотно прилегала к серьге. Эта ткань шерстяная с плотность около 12х12 н/см.
Рис. 14. Пуговичка, имеющая втулку и шарик на небольшой ножке (А) и реконструкция системы застежки на головном уборе (Б)
Налобная повязка имела ширину по центру лба 9 см, а ближе к затылку 4.5 см. Она состояла из ленты с металлическими нитями, двух видов шелковой и одной льняной ткани и узкой шелковой плоской тесьмой, которая фиксируется по нижнему краю повязки. Вероятно, такая же тесьма проходила и по ее верхнему краю, переходя в завязки. Ширина этой тесьмы от 0.3 до 0.5 см. Выполнена она диагональным переплетением из 8 нитей. Широкая лента с металлическими нитями находилась в очень плохом состоянии. Металлические нити полностью утратили свою структуру и рассыпались при минимальном воздействии. Рисунок ленты не читается. Кроме ширины ее отличает от металлизированной ленты из первого погребения, это наличие шелковых нитей основы, которые введены в ленту через определенные промежутки и являются дополнительной основой. Нить основы 1 – льняная (S,2z) толщиной 1.5 мм, нить основы2 – шелковая без крутки толщиной 0.5 мм. Нити утка металлические (волоченка) толщиной 0.1 мм, нити работают по парам.
В районе правого виска широкая металлизированная лента заканчивается. Ее продолжает полоса, сшитая из двух типов тканей. Верхняя, небольшая вставка из репсовой ткани с размерами 1.4х5.5 см имеет остатки вышивки, вероятно, ткань использовалась вторично. Остальная часть сохранившейся полосы сшита из шелковой камки. Репсовая ткань шелковая, нити без крутки. Основа толщиной 0.15-0.20 мм, уток – 0.30-0.35 мм. Плотность ткани 50х25 н/см. Нити вышивки шелковые толщиной 0.4 – 0.5 мм, без крутки. Камчатая ткань выполнена в сочетании атласного (6:1) и сатинового переплетения (1:6). Нити основы и утка шелковые без крутки. Основа толщиной 0.15 – 0.20 мм, уток – 0.20 – 0.25мм. Плотность ткани 58х42 н/см. Тканая полоса выкроена по диагонали.
С изнаночной стороны ленты и шелковых тканей сохранились остатки ткани полотняного переплетения из растительных волокон (лен или конопля). Толщина нитей примерно 0.25 мм, средняя плотность около 10х14 н/см.
По линии повязки на другой стороне черепа ближе к затылку обнаружен еще один фрагмент шелковой камчатой ткани, характеристики которой совпадают с камкой, подшитой к широкой ленте. Ткань имеет четкую линию подгиба, по которому она соединялась с остальной частью повязки и шнур по нижнему краю. Этот фрагмент сшит из двух небольших кусочков ткани. На изнаночной его стороне сохранились участки ткани, аналогичной ткани с изнаночной стороны широкой ленты. Наличие сшитых кусков ткани нескольких типов, остатков вышивки на одном из них, свидетельствуют, что эту часть налобной повязки собирали из остатков достаточно дорогих шелковых тканей.
В затылочной части в слое органических остатков просматривались шелковые нити, аналогичные нитям в металлизированной ленте. Так как широкая лента не доходит до затылка, следовательно, можно предположить, что это остатки близкой по структуре узкой ленты, из чего можно заключить, что она проходила на затылке и, вероятно, была замкнута.
Следовательно, мы имеем:
- узкую ленту, замкнутую в кольцо;
- широкую повязку, состоящую из ленты с металлическими нитями, двух шелковых тканей и подкладки из льняного полотна. Повязка обшита по краю шелковой плоской тесьмой, которая переходит в завязки;
- слой простеганной льняной ткани, расположенный сверху повязки;
- фрагменты льняной ткани и систему крепления из круглых шерстяных шнуров и металлических пуговок в районе затылка;
- льняную ткань на лице и на волосах;
- фрагменты изделия из кожи и шерстяной ткани, обшитые круглым шерстяным шнуром, обнаруженные в районе уха погребенной.
Рис. 15. Графическая реконструкция женской головы из погребения 2 кургана Холмы
3 –женская голова в шапочке со стежкой в районе лба и завязками на затылке;
4- женская голова, покрытая головным покрывалом или саваном (рис. М.А. Токманцева).
Из полученных данных можно достаточно уверено сказать, что на голове у погребенной находилось две повязки. Далее возможно только высказать предположение, что лицо женщины было перекрыто льняной тканью, под которой находился некий головной убор из той же ткани, имеющий стежку в районе лба и систему крепления из шнуров на затылке (рис. 15). Или это единое изделие, закрывающее лицо? Не ясно, входила ли в эту конструкцию шерстяная ткань, кожа и круглые шнуры, обнаруженные в районе уха или это часть самостоятельного изделия. Возможно, полосы ткани на кожаной основе, обшитые по краю круглым шнуром, были пришиты к нижней или верхней повязке и спускались вниз.
Текстильные изделия, не связанные с головным убором.
Рис. 16. Графическая реконструкция мешочка из погребения 2
1 – кольцо со вставкой из ткани; 2- зона расположения бисера; 3 – завернутая пуговица; 4 – шерстяной шнур; 5 – схема крепления шерстяных шнуров по краю кожаного мешочка
В погребении находилось небольшое изделие, которое можно реконструировать, как маленький (примерно 5х7 см) мешочек из кожи (рис. 16). От него сохранились мелкие фрагменты кожи, один фрагмент, где соединяется два слоя кожи с пришитыми по краю круглыми шнурами (S,2z) и фрагмент шнура, переходящий в кисточку. Диаметр круглого шерстяного шнура 0.3 – 0.4 см. По краю мешочка с левой и правой стороны шва был проложен двойной шнур. Внутри этого мешочка находилось два металлических предмета: перстень и пуговица. Перстень, вероятно, был завернут в ткань, возможно, это тоже был маленький мешочек, расшитый бисером.
Рис. 17. В канале бусин сохранились остатки нитей
В канале бусин сохранились остатки нитей (рис. 17), а между бусинами, остатки ткани. И в ткани и в нитях были обнаружены льняные волокна. Другие характеристики ткани не определяются.
Перстень имеет вставку, выполненную из тонкой шерстяной ткани красного цвета саржевого переплетения (2:2). Качество ткани очень хорошее, нити, толщиной 0.25 мм состоят, в основном, из пуховых волокон. Плотность ткани 40х40 н/см. Возможно, это была подложка под стеклянную прозрачную вставку?
Рис. 18. Пуговица, завернутая в шелковые ленты
Часть бисера прилипло ко второму изделию, но только с одной стороны, с которой оно соприкасалось с перстнем. После того, как второе изделие было развернуто, оказалось, что это металлическая пуговица. Она была завернута в широкую (3.5 см) и узкую (около 2 см) ленты (рис. 18). Широкая лента, сложенная вдвое обворачивала пуговку по высоте, а узкая – по ширине.
Широкая лента репсовая из шелковых нитей без крутки. Основа толщиной 0.10-0.15 мм, уток – 0. 2-0.25 мм Плотность нитей 66х45 н/см. Узкая лента репсовая из шелковых нитей без крутки. Основа толщиной 0.25-0.30 мм, уток – 0.35 мм. Плотность около 25х10 н/см. Лента сильно растянута. Пуговка, могла имитировать запеленатого младенца и являться оберегом. Такие куколки, пеленашки, известны по данным этнографии[1].
Заключение по материалу из захоронений кургана Холмы
Прически и убранство головы двух женщин, погребенных в одном кургане различаются, и это хорошо согласуется с их возрастом.
В погребение более молодой женщины зафиксирована одна коса и головное покрывало из льняной ткани, закрывающее лицо. Лен, вероятно, был не окрашен, хотя в погребение он имеет темно-коричневый цвет, но это вызвано скорей всего сильным загрязнением и очень плохой сохранностью ткани. Женская голова была убрана тремя косами, и ее лицо закрывало шерстяное темное полотно. На микрофотографиях видно, что шерсть имеет темный цвет, но в данном случае невозможно определить, это окраска полотна или естественный цвет шерсти. Следовательно, погребальное головное покрывало у молодой женщины было светлое, а у взрослой – темное.
Рис. 19. Варианты, когда с помощью головных уборов создавался силуэт прически с тремя шишками
на голове
А – женский смоленский костюм (Пармон, 1994. С. 143);
Попытки найти прямые аналогии прически из трех кос не принесли результата. Удалось выявить в этнографических источниках варианты, когда с помощью головных уборов создавался силуэт с тремя шишками (рис. 19). Если принять предположение, что в погребение 1 находился головной убор, то по форме, конструкции и декору, его ближайшим аналогами можно считать кику или сороку - женские нарядные головные уборы, хорошо известные в этнографии.
Рис. 19. Варианты, когда с помощью головных уборов создавался силуэт прически с тремя шишками
на голове
Б – молодая женщина в курском головном уборе - "сорока". Фото второй половины XIX в. (Фольклорный портал)
Обратимся к этнографии в поиске аналогов девичьему убранству. Будничными девичьими головными уборами были ленты или так называемые подволосники… В качестве праздничного убора использовались ленты на твердой основе, так называемые перевязки. Чаще всего основой перевязки была полоса бересты, украшенная позументом, тыльную сторону ее обтягивали холстом. Еще один головной убор, который носили молодые женщины и девушки назывался почелок. Он состоит из налобной (на твердой основе) части и накосной, состоящей из двух полос. Твердая основа расшивалась жемчугом (Капуста, 2007. С. 5). Вероятно, узкую и широкую ленты можно вписать в эту систему головного убора.
Интересным является наличие нескольких, прошитых слоев, вероятно, стежки на льняной ткани в районе лба и завязок на затылке. Ближайшие обнаруженные аналоги происходят из погребений цариц Анастасии Семеновны Грушецкой (1681) и Натальи Кирилловны Нарышкиной (1694). В этих захоронениях были обнаружены маленькие шапочки, так называемые тафьи (Орфинская и др., 2004). Принято считать, что тафья, это мужской головной убор, однако у Ивана Забелина есть информация, что в 1634 г. младенцу, двухмесячной Софье Михайловне была сшита тафья из червчатого бархата, для целей охранения здоровья дитяти (Забелин, 2000. С. 463). Следовательно, можно предположить, что на погребенной могла находиться шапочка, типа тафьи, имеющая простеганное очелье и систему пуговок- петелек сзади.
Не менее интересным является вопрос о месте производства текстильных изделий из этих захоронений.
Аналоги лент с металлическими нитями, в которых явно присутствует медь (окислы зеленого цвета на поверхности нитей) встречались в погребениях XVII в. Нижнего Новгорода. Но есть интересный момент: в двух погребениях присутствует ленты, выполненная из одних материалов, в одной технике, одного качества, но с разными параметрами: 1.5 см, 2 см, 9 см. То есть, данное изделие было представлено на большой территории в ассортименте.
Шелковая камчатая ткань, имеющая схему 6:1 и 1:6 отличается от итальянских и китайских, хорошо известных для XVII века тканей с более простой схемой. Место производства этой ткани пока остается неясным.
Репсовая ткань, возможно, является частью ленты, аналогичной лентам, в которые завернута пуговка из второго погребения. Такие ленты выпускались в Европе и широко применялись при пошиве одежды[2].
Хлопковая ткань попадала на Русь из Средней Азии. В XV – XVIII вв. хлопковые среднеазиатские ткани являлись вполне доступными даже для простой крестьянской семьи (Парман, 1994. С. 42).
Льняные ткани с добавлением хлопка, вероятно, тоже относятся к импорту из Центральной Азии. А вот простые льняные и шерстяные ткани, можно считать местными.
Плетеная шелковая тесьма широко применялась в декоре одежды (Юрьева, 2010. С.449-456), изготовленная местными мастерами, возможно в рамках небольших мастерских, из привозного шелка. Круглый шнур из шерстяных нитей мог сплести любой человек при минимальном опыте работы.
Библиография
- Капуста Л.И. Традиционные головные уборы XVIII- начала XX века. Петрозаводск: VERSO, 2007.
- Орфинская О.В., Голиков В. П., Лантратова О.Б. Комплексное исследование погребения Агафьи Семеновны Грушецкой (1681 г.) из Некрополя Вознесенского монастыря Московского Кремля. Отчет. М.: Музей Московского Кремля, 2004.
- Орфинская О.В., Голиков В. П., Лантратова О.Б. Комплексное исследование погребения Натальи Кирилловны Нарышкиной (1694 г.) из Некрополя Вознесенского монастыря Московского Кремля. Отчет. М.: Музей Московского Кремля, 2004.
- Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетиях. Часть 2. М.: Языки русской культуры, 2000.
- Парман Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М.: Легпромбытиздат, 1994.
- Юрьева Т.В. Плетение, как элемент украшения средневековой одежды, реставрация фрагментов плетения из некрополя русских цариц Московского
- Кремля//Интеграция археологических и этнографических исследований. Казань, Омск, 2010. С.449-456
- [1] Кукла-пеленашка www.rukukla.ru/article/trya/kukla_pelena6ka.htm
- [2] Например, в погребениях XVII в. некрополя Вознесенского монастыря.
Потрясающе, как по таким остаткам можно восстанавливать то, что было! Спасибо вам за ваш труд!