Одежда как оболочка
Одежду в народе и до сих пор называют оболочкой
,
одевание — оболоканием
(в современном болгарском языке облекло
означает также одежду). Оболакиваться, оболокаться — значит одеваться. В
терминах этих звучит нечто зыбкое, легкое, временное, напоминающее
преходящую красоту небесного облака. (Заметим, кстати, что зимняя
северная погода в облачные дни теплее, чем в безоблачные.)
Народное
отношение к одежде всегда подразумевало некоторую усмешку, легкое
пренебрежение, выражаемые такими словами, как барахло
, хламида
,
трунье
, виски
, рухлядь
, тряпки
. Но все это лишь маскировало,
служило внешней оболочкой вполне серьезной и вечной заботы о том, во что
одеться, как защитить себя от холода и дождя, не выделяясь при этом как
щегольством, так и убогостью, что одинаково считалось безобразием.
В
этом и заключалась цельность народного отношения к одежде,
сказывающегося в простоте, в чувстве меры, в экономической доступности, в
красочности и многообразии.
Такая цельность была постепенно разрушена нахальством сословных и прочих влияний, обусловленных модой.
Беззащитность
национального народного обычая перед модой очевидна, и началась она не
теперь. Вот что еще в 1790 году писал один из русских журналов хотя бы о
пуговицах:
"В продолжение десяти лет последовавшие перемены на
пуговицы были почти бесчисленны. Сколько мы можем припомнить о сих
переменах, то по порядку начавши со введенных в употребление вместо
пуговиц так называемых оливок с кисточками разного виду, последовали
бочоночки стальные, крохотныя стальные пуговки звездочкой, потом
появились блестками шитыя по материи пуговицы; после сего настали
пуговицы с медным ободочком в средине с шишечкою же медною, а прочная
окружность оных была сделана наподобие фарфора.
По сем явились
маленькие медные пуговки шипиком, а напоследок пуговицы шелковыя и
гарусныя такого же вида. Чрез несколько времени вступили в службу
щегольского света разного роду медныя пуговицы средственной величины,
которые однакож в последствии так возросли, что сделались в добрую
бляху, и уповательно, что со временем поравнялись бы величиною своею со
столовою тарелкою, или бы с печной вьюшкою, если бы употребительность
оных не заменилась пуговицами с портретами, коньками и пуговицами
осьмиугольными и с загнутыми оболочками.
По блаженной памяти оных
пуговиц вскружили голову щегольского света дорогие пуговицы за
стеклами, суконныя пуговицы, шелковыя разных видов и по сем суконныя
пуговицы с серебряным ободочком, по причине дешевости своей в столице
поживши не более года и не могши из оной далее распространиться, как на
триста верст, испустили дух свой."
Крестьянину всеми способами
внушалось чувство неполноценности. Сословная спесь, чуждая народному
духу, никогда не дремала, а щегольство всегда рядилось в передовые
самые броские одежды. И все-таки пижонство блеском своих пуговиц не
могло ослепить внутреннее око народного самосознания, красота и
практичность народной одежды еще долго сохранялись на Севере.
И
только когда национальные традиции в одежде стали считать признаком
косности и отсталости, началось ничем не обузданное челобитье моде. Мода
же, как известно, штука весьма капризная, непостоянная, не признающая
никаких резонов.
В. Белов "Лад".