Изменения в итальянском костюме
Переход итальянского костюма к новым формам совершался очень, медленно. Несмотря на постоянные связи с Испанией, Францией и Германией, в Италии еще долго сохранялась старая мода, даже в таких городах, как Венеция, Рим и Флоренция. Проявления иностранного влияния стали замечаться в костюме не ранее 30-х годов 16-го века, медленно переходя к новым формам. Страсть итальянских женщин к дорогим тканям и богатым уборам не уменьшилась, а, скорее, усилилась благодаря развитию и усовершенствованию производств, изготавливавших эти и другие предметы роскоши. Между тем и здесь не было недостатка в законах против роскоши, которые тоже оказывались малоэффективными.
Изменения начались с мужского костюма. Сохраняя прежний покрой, он постепенно освободился от всех причудливых излишеств и украшений: сборок, зубчатых краев, разрезов и буфов.
Затем были произведены некоторые изменения и в самом покрое. Кафтаны, нераспашные с прямым или четырехугольным воротом и распашные с высоким воротом, стали уже в лифе. На них почти не делали складок. Они остались только на юбке, и то в меньшем количестве. Обе формы ворота остались, но предпочтение отдавалось четырехугольному, который теперь стали углублять до середины груди и закладывать тонким нагрудником с круглой фрезой.
Фасон рукавов изменился мало: узкие по всей длине или с буфами от плеча до локтя были самыми распространенными. Все дальнейшие фасоны были видоизменениями последнего и состояли в том, что буфы иногда удлинялись до кисти и потом перехватывались в нескольких местах, образуя двойные, тройные и т. д., или же по их длине делались разрезы, которые закладывались цветной материей. Иногда буфы полностью отделялись от рукава и превращались в самостоятельные верхние полуили цельные рукава, которые обычно делались разрезными и застегивались на одну или несколько пуговиц. Впрочем, разрезы теперь встречались лишь на груди и спине и в очень умеренном количестве. Их заменила отделка поперечными или продольными полосами различной ширины, промежутки между которыми заполнялись. Но и эта отделка была скоро оставлена и сохранилась только в виде бордюра по краям и швам кафтана.
Точно так же разрезы почти совсем исчезли и с панталон. Если их иногда и делали, то располагали с таким вкусом, что они действительно казались украшением. Под них подкладывали цветную шелковую материю или тонкое полотно.
Обувь приняла расширенную форму, однако не доходившую до безобразной. Вскоре она была оставлена и заменена формой, соответствующей строению ноги.