Коклюшечное кружево
Возникновение коклюшечного кружева связано с появление булавок, без применения которых выполнение кружева не возможно. Булавки достаточно широко стали известны только с середины XVI века.
Легкое, нарядное, нежное, волшебное, белое, льняное, разноцветное… кружево. Коклюшки, крючок, спицы, иголка, филейный челнок, челнок фриволите и умелые руки, которые украшают маленькие платочки, плетут воротнички, скатерти и многое другое.
На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. По плетению это были решетки из «паучков» и насновок. Орнамент таких работ был растительного характера, состоял из тюльпанов и гвоздик или целых ваз с букетами и был очерчен тонкой золотой тесьмой на фоне ажурных решеток.
С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев.
В Европе коклюшечные кружева появились в начале шестнадцатого века в Генуе. Важным моментом для развития кружева стало появление металлических булавок, без которых ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз в шестнадцатом веке. Из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию. Во Франции увлеклись итальянским гипюром в семнадцатом веке.
В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки — дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.
Для плетения кружев необходима подушка - туго набитый валик, стоящий перед мастерицей на деревянной подставке. Процесс создания кружева начинается с изготовления «сколка» - рисунка на бумаге, который затем прикалывают на подушку. Кроме линий узора на сколке видно множество точек, куда втыкаются булавки.
Основным материалом для плетения кружева в XVII веке были так называемые пряденое золото и серебро, то есть шелковая нить, обмотанная тончайшей проволочкой драгоценного металла – «волочейкой».
Вплоть до XVIII века кружево было признаком роскоши и богатства и употреблялось в основном для украшения царской, боярской и церковной одежды, часто в сочетании с золотым шитьем.
Постепенно новые украшения переходили в среду горожан в Петербурге, Москве и других городах страны, а затем коклюшечное кружево получило распространение в народной одежде.
Русское кружево снискало мировую известность. Многие художники – авторы кружевных произведений являются лауреатами не только Российских, но и международных выставок, а вологодское кружево стало символом русского кружева.


