О вышивке бисером
Народное искусство вышивки создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа. В его сознании и развитии принимали участие многие поколения безвестных мастеров вышивания. Большую роль играли условия быта, хозяйства, культуры, торговых связей. У каждого народа сложились самобытные способы изготовления вышивки и оформления вещей, одежды и украшений. У многих мастеров был свой, индивидуальный почерк, своё понятие о красоте, и поэтому каждое изделие народной вышивки остается неповторимым. В этом его прелесть и ценность.
Уже в глубокой древности человек создавал несложные узоры из условных знаков-символов. С их помощью он выражал своё мироощущение и отношение к непонятным явлениям природы:
- прямой (горизонтальной) линией обозначали поверхность земли,
- ломаной (волнистой) - воду,
- треугольником - горы,
- огонь изображали в виде креста,
- солнце и луну - источники жизни - обозначали в виде круга, квадрата, ромба, многогранника.
- Женская фигура символизировала богиню матери-земли,
- деревья с раскидистыми ветками - плодородие земли,
- птицы - наступление весны и т.д.
Монист висовой, выполненный современным мастером Ольгой Тепляковой в соответствии с русскими народными традициями. Славянская символика узоров-ромбов - знак солнца. Наши предки-славяне украшали ромбами свою одежду и утварь.
Многие узоры не только украшали жилище, предметы обихода и одежды, но должны были охранять, защищать от злых духов и приносить счастье. Поэтому называли их оберегами. Со временем первоначальные представления древних охотников, рыболовов и земледельцев были утрачены, и узоры превратились в декоративные мотивы с теми или иными типичными элементами, характерными для разных местностей.
Для бисера узоры можно придумывать и самим.
В воронежских селах народные умельцы все еще плетут украшения из бисера - такие, которые носили их далекие предки.