Выставка «Сто одёжек – сто застёжек»
Время проведения: 26.05 - 16.10 2016 года
На этой выставке будет представлено более 200 разнообразных застёжек, материалом для которых служили металл, кожа, стекло, ткань и др.
Различные способы крепления застёжек в виде пуговиц, брошей, булавок, шнуров, кнопок, крючков экспонируются как в контексте их функционирования в костюме, так и в качестве самостоятельных произведений народного искусства.
История появления застёжек
Известно, что наиболее древние формы одежды были свободного покроя, надевались через голову и фиксировались при помощи завязок, поясов, пряжек. И только с появлением кроеной одежды возникла необходимость фиксировать платье четко по фигуре с помощью специальных застёжек (булавок, брошей, фибул, крючков, пуговиц).
История способов скрепления/соединения/застёгивания отдельных элементов одежды по своему отражает те динамические процессы, которые проходили в традиционных культурах в течение длительного времени: от завязок и шнуров, различных деревянных палочек, кусочков рыбьих костей или костей животных к металлическим булавкам, заколкам, крючкам, пряжкам, застежкам-фибулам, многообразным пуговицам, кнопкам и др.
Какую функциональную роль выполняли застёжки?
Утилитарная функция разнообразных застёжек помогала свободно надевать и снимать изделие, закреплять его на фигуре, используя тканевые и кожаные завязки или шнуры, а затем всевозможные виды булавок, фибулы, броши и, конечно, пуговицы, которые во многих случаях заменили другие способы скрепления одежды.
Важной функцией застежек была защитная, поскольку во многих культурах булавки, фибулы и пуговицы играли роль магических амулетов, призванных ограждать человека от враждебных ему сил. На Руси данная функция застежек долгое время оставалась основной, поскольку на поверхность древних пуговиц и фибул наносили особые знаки и символы, а «шумящие» пуговицы часто пришивались к одежде без петли и не имели практического назначения.
Застежки с древних времен информировали окружающих о статусе и этнической принадлежности их хозяина. Идея нанесения на их поверхность изображений, имеющих опознавательный характер, позволила сформировать еще одну функцию застежек - информативно-знаковую, поскольку драгоценные застежки на одежде и обуви служили знаком, указывающим на профессиональную деятельность человека, а также демонстрировали богатство и высокое социальное положение их владельца. Таким образом, постепенно формировалась самостоятельная декоративно-эстетическая функция застежек.
Этапы развития разнообразных способов закрепления элементов одежды, головных уборов и обуви на теле человека – важные составляющие истории традиционного костюма. Видоизменяясь на протяжении столетий, эти способы отражали определенные этапы, прошедшие от функционального застёгивания/скрепления до самостоятельного декоративного элемента костюма. На выставке представлены различные способы соединения/закрепления отдельных элементов в традиционных костюмах народов России.
Смотрите каталог: Культура и искусство.
Многообразие разновидностей застёжек
Завязки – отрезки ткани/верёвки/кожи, специально предназначенные для завязывания. В большинстве вариантов русской поясной одежды понёвы (распашные и круглые с прошвой) для ее закрепления на теле использовались завязки. Свадебные лицевые занавески рубанд таджиков Каратегина и Дарваза, имевшие длинные и широкие завязки узорного тканья, наделялись сакральной функцией, символизировавшей чистоту, молодость и плодовитость невесты. В Ферганской долине бытовала детская несшитая рубашечка, которая фиксировалась при помощи плетеных черно-белых шнурков, выступавших оберегом от сглаза.
Шнурки - отрезки определённой длины из кожи/верёвки/ткани, продеваемые через специальные отверстия в обуви и служащие для удержания её на стопе у многих народов России.
Булавки – служившие для соединения деталей одежды путем прокалывания ткани и изготовлявшиеся из металла/кости в виде игл с навершием на одном конце, несли двойную нагрузку: помимо своего прямого назначения (утилитарного) - скреплять одежду, служили общинными и семейными знаками, метками, т.е. исполняли информативно-знаковую функцию. В народе издавна считалось, что «если булавку приколоть к внутреннему шву одежды, не страшны будут ничьи плохие помыслы, никто не сможет порчу навести».
На выставке демонстрируются разнообразные булавки тəнкəле-булавка (татар.), шана вочмошер (мари); фибулы (латвийская fibula, скоба) - застежки для одежды с иглодержателем: сегé (лит.), сыльг, прээс, (эст.), сюльгама (мордва, чуваши), ширкама (мари); пряжки: каптырма (казахская), чарпаз-лар (кумыкская), ачамраз (абхазская).
Крючки – представляют сочетание крючка и петли (навесная, прорезная) и являются парными предметами, состоящими их двух неодинаковых частей, противопоставленных друг другу половин, образующих бинарное единство. В расцепленной застежке теряется не только это единство, но и смысл половин.
Пуговицы - предметы с отверстиями или ушком для пришивания к одежде, которые вдеваются в навесную или прорезную петлю и тем самым осуществляется их застёгивание. Чаще всего они представляли собой диск с двумя или четырьмя сквозными отверстиями посередине, однако встречаются пуговицы квадратные, треугольные, цилиндрические, шарообразные и др., выполненные из металла, кости, перламутра, а позднее из различных пластмасс. Резюмируя этимологическое исследование термина «пуговица», специалисты считают, что основными функциями пуговицы всегда были утилитарная, обереговая и декоративная. При этом значение придавали не только оформлению пуговиц, но и их количеству. Так, в ряде областей России существовало поверье, что на одежде должно быть нечетное количество пуговиц. Если же их число было четным, то к изнанке пришивали дополнительную пуговицу, чтобы не навлечь беду. Подобные правила существовали и у эстонцев, которые верили в магическую силу скрепляющих их одежду пряжек – сакт, строго соблюдая традиции, касающиеся их числа. У бурят каждая пуговица также имела своё место и значение: даже расстегивали и застегивали пуговицы и крючки в определенной последовательности, что особенно строго соблюдалось в дни свадьбы.
Запонки - представляли собой конструкцию из двух металлических, костяных, янтарных или др. пуговиц, соединенных между собой и вдеваемых в петли воротника, груди и рукавов рубашки.
Таким образом, уже во времена бытования облачений элементарного кроя – предметов несшитой плечевой и поясной одежды, застежка прочно вошла в обиход, обладая утилитарной и магически-обереговой функциями, и постепенно приобретая знаковую, этно-маркирующую и художественно-декоративную направленность превратилась в полноценное костюмное украшение.
Несмотря на кажущееся многообразие разновидностей застёжек, встречающихся в традиционных костюмах народов России, сформировалось не так много конструктивно различных приспособлений для застёгивания одежды, головных уборов и обуви, которые впервые демонстрируются на выставке «Сто одёжек - сто застёжек», предлагающей рассмотреть феномен застёжки в контексте костюма.
Российский этнографический музей
Адрес: город Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1
Проезд: Ст. м."Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны: (812) 570-5768 , 570-5421
Сайт: www.ethnomuseum.ru/
EMail: info@ethnomuseum.ru