Обрядовая сельскохозяйственная одежда
Одежда, употреблявшаяся при исполнении обрядов и праздников, связанных с сельскохозяйственным циклом
Календарные праздники можно разделить на три периода: зимние, весенне-летние и летне-осенние, связанные с уборкой урожая.
В Кадниковском уезде вологодской губернии на крещение девушки из окрестных деревень съезжались в с. Никольское. Наряд каждой состоял из нескольких рубашек. Нижняя была с двумя красными полосами, на нее надевали еще четыре или пять разукрашенных рубах, затем - сарафан и три или четыре передника, вышитых как рубашки. Сверху надевалась овчинная шубка, опушенная мехом. После иордани (водосвятия) девушки выстраивались возле церковной ограды, а одна из женщин раздвигала им полы шубок, показывала передники, рубашки, а женихи судили об умении невесты ткать, шить вышивать.
Специально предназначенной для покоса была женская рубаха - подольница, сенокосница, покосная рубаха, которую одевали без сарафана с поясом, иногда к ней добавляли юбку или передник. В начале 20 века верх покосной рубахи обычно шили из красной фабричной ткани, нижняя часть была из пестряди или набойки, по подолу шли полосы браного узора.
В Каргопольском уезде Олонецкой губернии (Ошевенский с/с) бытовали "подолы".
"Подол" (на фото справа) юбка из льняного холста, богато украшенная тканьём или тканым и вышитым бумагой и шерстью многоцветным узором, который покрывает, особенно в нарядах молодух, почти всю ткань. "Подолы" надевали в определённых случаях:
На сгон - день первого выгона скота в поле после зимы. Женщины одевали рубаху - подоляницу и "подолы". Молодухи, особенно в первый год замужества, за раз одевали до трех "подолов". Если женщина бедна или не рукодельна "подолы" занимали на этот день в более дальних деревнях. В этих "подолах" женщина так же ходила на реку за водой - считалось, что корова будет лучше доиться.
На покос "меснины". "Меснина" - общий надел, который косили все вместе, сообща. На 1-й день покоса одевали красную рубаху; на 2-й день покоса - белую рубаху и "подолы". Идя на покос женщина сарафан подтыкала за пояс (чтобы видны были "подолы"), а потом на пожне сарафан снимался и оставались работать в "подолах".
(по материалам северно-великорусской экспедиции 1948-49 гг., Институт этнографии им. Миклухо-Маклая)