Специальные одежды
Костюм не исчерпывается теми основными предметами, входит в него и множество украшений. Девушки надевали серьги, бу сы, ожерелья, цепочки, гайтаны, кольца, браслеты, за рукавья, различного рода наспинные украшения; пар ни — цепочки, кулоны, кольца, шейные платки. Костюм дополнялся такими модными предметами туалета, как перчатки, зонтики, зеркальца — у девушек, брелки, ча сы, трости — у парней. Обилие украшений было харак терной особенностью именно молодежного костюма.
Костюм взрослых, т. е. женатых мужчин и женщин, отличался от костюма парней и девушек. Замужние жен щины носили головные уборы, полностью закрывавшие волосы, которые были заплетены в две косы или завя заны узлом. В южнорусских губерниях в состав женско го костюма включалась понёва, отсутствовавшая в де вичьем костюме.
В мужском костюме отличия менее заметны. Они проявлялись, например, в манере ношения верхней одежды, головного убора, завязывания пояса и т. п. Как уже отмечалось, одежда мужчин и женщин была меньше украшена, чем одежда холостой молодежи. Следует ука зать и на постоянное изменение покроя одежды, мате риала, цвета, отдельных деталей, насыщенности орнамента и т. д. в одежде замужней женщины и женатого мужчины с возрастом.
Одежда стариков и старух приближается по своему типу к детской (т. е. половые различия в одежде стираются), она носится без всяких украшений и шьется из материй белого или темного цвета. Старухи надевали поверх рубахи вместо сарафана или понёвы широкий балахон, нагрудник, передник с рукавами, которые были обычно перешиты из старых, ношеных вещей. Старики ходили в неподпоясанной рубахе, в одних подштанниках без штанов. Не полагалось старикам и праздничного костюма.
Вдовы, вдовцы, солдатки, как и старики, носили тра урную белую и черную одежду без украшений. Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали го лову платком. Им запрещалось надевать кокошник, со року, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.
Еще большую вариантность костюму придавала его функциональность, т. е. назначение. Праздничная одеж да отличалась от повседневной и заключала в себе пол ный набор предметов, которые были определены мест ной традицией. Так, на русском севере — в Архангель ской, Вологодской, Олонецкой губерниях — женский костюм, предназначенный для больших праздников, дол жен был включать в себя рубаху (часто рубаху-долгорукавку), косоклинный сарафан, душегрею или шугай, кокошник, покрывало или платок, закреплявшийся на головном уборе, серьги, ожерелье, перстни, браслеты, перчатки до локтя, чулки, кожаные туфли, ширинку — квадратный платок типа носового. Шилась праздничная одежда из дорогой хорошей ткани фабричного или до машнего производства: шелка, парчи, тафты, кисеи, льняного полотна домашней выделки, тонкого домашне го или фабричного сукна, тонких хлопчатобумажных тканей. Все предметы одежды, головные уборы, обувь обычно богато орнаментировались.
Повседневный же костюм отличался большей просто той. Он состоял только из самых необходимых предметов одежды. Так, если праздничный костюм молодой замуж ней женщины из Рязанской губернии включал в себя предметов двадцать, то будничный — только семь: руба ху, понёву, пояс, повойник с платком, онучи, лапти.
Шилась одежда обычно из дешевых тканей фабричного производства или, чаще, домотканых. Как правило, ру бахи скудно украшались по вороту, манжетам; понёва же украшалась только по подолу, а сарафан — только в верхней части.
Рабочая одежда в своих основных чертах повторяла повседневную. Однако была одежда и специального предназначения. Так, например, углежоги и смолокуры Вятской, Пермской губерний надевали для работы верхницу — одежду из грубого холста с длинными рукавами, круглым воротом, длиной до середины голени. Охотники на русском севере, в Предуралье, отправляясь на про мысел, наряжались в лузан — короткую куртку без ру кавов с большим количеством карманов — и длинные мягкие сапоги — бахилы. Рыбаки из сел по Белому морю отправлялись на лов в олифанцах — одежде, про питанной олифой. Девушки и женщины Ярославской и некоторых других губерний во время сенокоса работали в одних подпоясанных рубахах — сенокосницах, покосницах и т. п.
Наряду с рабочей, повседневной, праздничной одеж дой у русских крестьян была и обрядовая одежда, пред назначенная для ношения во время исполнения обрядо вого действия: свадебная, похоронная, молёная. Обрядо вый костюм отличался от обычного не столько набором входивших в него предметов, каким-либо особым покро ем, сколько способом его изготовления, цветом, манерой ношения того или иного предмета (иногда отдельные предметы обрядовой одежды получали дополнительные детали). Так, например, женская похоронная одежда — «смертяная», состоявшая из рубахи, сарафана, платка, чулок, изготавливалась, как правило, из белого холста вручную, причем стежки швов были направлены от себя. Нити при шитье не закреплялись, узлы не завязывались.
Молёная одежда женщин из старообрядческих семей обычно состояла из белой рубахи, темно-синего или черного сарафана, пояса и платка, сложенного два раза по прямой линии и заколотого под подбородком.
В обычные и праздничные дни женщины носили другую по цвету одежду, иначе повязывали платок.
Венчальная рубаха для девушки или парня обычно не отличалась от обычных кроем, но изготавливалась, как правило, в определенное время (часто накануне больших праздников). Мог отличать ее от праздничных и повсе дневных рубах и орнамент, его цветовая гамма. В кос тюме дружки на свадьбе обязательно присутствовало полотенце, которое завязывалось по поясу или переки дывалось через плечо, в костюме жениха таким особо значимым предметом была ширинка, прикрепленная к шляпе, и т. д.
Обрядовым мог стать также костюм или предмет одеж ды, головной убор, вышедший из употребления. Так, в начале XX века обрядовым костюмом на русском севере становится «штофная пара» — праздничный костюм де вушек начала — середины XIX века. Девушка-невеста обязана была надеть ее для причитания на девичнике.
Обрядовыми стали многие девичьи головные уборы, которые ранее считались праздничными: головодец, почелок, венец и т. п. В конце XIX века они превратились только в головные уборы невест.
Весьма заметно сказывалась на костюме и разница в социальном положении их владельцев. Праздничный ко стюм богатого купца или крестьянина отличался от ко стюма его менее зажиточного соседа или просто бедняка большим количеством вещей, входивших в его состав, обилием и ценностью украшений, включением в костюм модных городских предметов, да и шился такой костюм из дорогих тканей.