Белгородская губерния, костюм. Рушники
Белгородская губерния, расположенная на юго западе страны, была одной из самых больших в Российской империи. Природа щедро одарила недра этого края запасами железной руды, редких металлов (в том числе золота), мела, разнообразных глин и минеральных вод.
Древнее Белогорье.
В древности на территории Белгородского края проживали скифские племена, а затем оседлые аланы, которые в VIII—X веках находились под властью Хазарского каганата. В конце I тысячелетия в край начали проникать восточнославянские племена северян. Они стали развивать здесь земледелие и ткачество. Уже в X веке существовало крупное северское поселение на месте расположения нынешнего Белгорода.
В 1500 году Белгородские земли присоединили к России. Чтобы пресечь набеги татар и других кочевых народов, возвели Белгородскую засечную черту, а в 1593-м основали города-крепости Оскол и Валуйки. В1596 году государевы люди стали искать места для новых городов.
Всего Белгородская черта включала более 25 городов-укреплений и пролегала далеко за пределами края. Первыми ее жителями стали оскольские казаки, выходцы из донских. Служилые люди и дворяне получали здесь поместья в награду за службу. В начале XVII века землю они обрабатывали сами, так они могли прокормить себя и заплатить положенную долю царю.
Позднее сюда начали съезжаться колонисты со всей России, а также из Украины и Польши. Из-за угрозы набегов кочевников, нападавших на села и уводивших их жителей в рабство, на переселение в Белгородчину решались лишь отчаянные люди, готовые не только много работать, но и жить в состоянии опасности. Каждая группа приезжих обогащала край своими обычаями. Так в результате смешения множества разнородных традиций возникла особая культура Белгородчины.
В 1613 году Белгород в числе сорока русских городов был избран для подписания грамоты об избрании на царство Михаила Алексеевича Романова. Так закончилось участие белгородцев в бурных событиях бунташного времени
.
Белгородская губерния.
В 1708 году по указу Петра I российские территории разделили на восемь губерний. Больше половины Белгородских земель отошли Киевской губернии, а города Валуйки и Новый Оскол — Азовской.
В 1727 году состоялось новое административное деление, в ходе которого создали Белгородскую губернию. Ее территория превосходила по размерам среднюю европейскую страну. В состав губернии входили земли современной Белгородской. Орловской, Курской и часть Брянской областей России, а также некоторые районы Сумской и Харьковской областей Украины. Первым губернатором Белгородчнны стал князь Ю.Ю. Трубецкой. При нем был утвержден губернский герб — лев, лежащий, желтый, а над ним орел черный одноглавый, под ним земля зеленая
, который в настоящее время является гербом Белгородской области.
В Белгородчине сеяли в основном серые
хлеба: ячмень, овес и рожь. Они считались неприхотливыми культурами. Пшеница же требовала большой заботы и при неурожае, что случалось довольно часто, была слишком убыточной.
Сбывали хлеба на многочисленных губернских ярмарках. Самая знаменитая из них — Курская коренная — в свое время также проходила на территории Белгородской губернии. В 1760-х годах правительство Екатерины II подготовило новую административную реформу. Таким образом, Белгородская губерния просуществовала всего 52 года.
Без рушника нет счастья в доме
Ткачество — одно из самых старинных женских ремесел на Белгородчине. Им занимались круглый год. Из полотен изготавливали одежду и предметы интерьера. Излишки ткани продавали на ярмарках.
Конопля
Самым распространенным сырьем для изготовления пряжи в Белгородском крае была конопля. Обрабатывать ее начинали летом. Первым делом убирали посконь — мужские стебли, которые использо- вались для прядения Их просушивали на солнце или на печке, затем вымачивали
в специальных кадках-копанках, разминали и прочесывали гребнем, чтобы отделить от ненужной шелухи замашку — чистое волокно. Его сматывали в клубки и затем пряли.
Женские стебли — матерки — убирали осенью. Для начала их обмолачивали цепами, чтобы отделить семя, из которого готовили масло.Затем стебли также вычесывали. Полученное из них волокно было грубым и шло на веревки для плетения лаптей или канатов, на которые привязывали скот.
Непростое полотенце
Среди изделий русских умелиц особое значение имени рушники. Их использовали не только как полотенца-утирки для лица и рук, но и как украшение интерьера, а также в ритуальных мероприятиях.
Рушники для декора (в каждой комнате их было не менее трех) на Белгородчине называли крючковые
, так как их цепляли за крючки. Каждое изделие достигало 2,5 метра, и на его изготовление шли лучшие ткани.
Рушники вешали в красном углу возле икон или покрывали ими верхний край зеркала.
За зиму каждая женщина делала порядка 20 полотенец. В Грайворонском уезде считалось, что умелой мастерице с ноября по март под силу соткать не менее 50 штук.
Существовали так называемые визитные рушники, которые вешали в горнице для гостей. Над ними мастерицы трудились с особым старанием, чтобы пришедшие в дом люди оценили их искусство.
Рушник практически единственный обрядовый предмет, который сохранился с языческих времен без изменений. Он считался главным оберегом и пристанищем для душ умерших, поэтому узоры на нем имели глубокий сакральный смысл.
При рождении ребенка его матери преподносили рушник, расшитый обережными знаками. На крещение младенца несли в церковь на полотенце, изготовленном его крестной.
Особую роль отводили свадебным рушникам. Девочки начинали ткать их с девяти лет. К моменту свадьбы у каждой было не менее 40 рушников.
При сватовстве вручение жениху полотенца означало согласие невесты. Накануне венчания родственники девушки приезжали в дом жениха и привозили с собой сотканные ею рушники. На столы и лавки раскладывали узорные скатерти, по стенам развешивали полотенца и набожники, служившие украшением киотов.
В Грайворонском уезде во время свадебного ритуала сваха покрывала голову невесты рушником. Полотенцами оформляли свадебный кортеж, набрасывали их на лошадей, опоясывали жениха и его дружку, а затем перед алтарем связывали ими молодых супругов.
На похоронах один рушник повязывали на шею усопшему, а другой вкладывали ему в правую руку. На полотенцах спускали гроб в могилу. В доме покойника 40 дней после его смерти рушником покрывали подоконник — по поверью, там отдыхала его душа.
Основные цвета белгородских рушников — белый и красный. Тканые орнаменты располагались параллельными полосами. Полотенца, предназначенные для торжественных случаев, покрывали рисунком полностью, а на обычных вышивали лишь края. Самые популярные узоры вышивки ромбы, прямые и волнистые линии, круги. Многим мастерицам нравились цветочные мотивы. Ярким самобытным украшением был вытканный двуглавый орел. Считалось, что государственный символ приносит в дом богатство и благополучие.
По материалам журнала Куклы в народных костюмах.