Постельное бельё в России
История постельного белья ведет свое начало с XV века. Белью придавалось большое значение и ценилось оно очень высоко. Сохранившиеся до нашего времени голландские скатерти и салфетки XVI века поражают сложностью тканого узора, а еще - удивительной для текстиля особенностью: на них выткано имя заказчика, имя ткача, название местности, где соткана эта вещь, и даже стихотворные строки, посвященные событию, ради которого трудился мастер.
С той давней поры в России начинают производить превосходное льняное полотно и дамаски. Вышивка и кружево сопутствуют истории столового и постельного белья. В XVIII столетии кружево и вышивка являются непременными атрибутами постельного белья. По указанию Петра I в Россию, в Новодевичий монастырь, пригласили 30 монахинь из фламандских монастырей для обучения девочек-сирот умению плести брабантские кружева. В середине того же века на мануфактуре помещицы Протасовой из Мценского уезда Орловской губернии работали сотни мастериц. Их изделия экспортировались в Англию и Турцию. Среди огромного экспортного ассортимента были покрывала на кровать и пологи, закрепляемые над кроватью наподобие балдахина. Кружевные, кисейные и батистовые пологи были очень модны не только в интерьере спальни, но и туалетных комнатах, где ими, как драпировкой, украшали с обеих сторон зеркала. Эта мода продержалась очень долго, почти до двадцатого столетия.
С XIX века стала чрезвычайно модной и популярной белая гладь по белому полю полотна. Вышивали мелкие гирлянды, букеты с бантиками. Этот стиль, подражающий брюссельскому кружеву, в рукоделии называют "внасыпку". К началу XX века в моду входят крупные плотные белые букеты по краям простыней, накидок на подушки. Белье украшали монограммой, гербом, вензелем.
Самые красивые вещи передавались по наследству, ими гордились, их демонстрировали знатокам рукоделия. Эта часть жизни каждой хозяйки дома была очень важной. В 1807 году англичанин Томас Хоп написал книгу "Убранство жилого дома", которая стала своего рода Библией для женщин из Англии, Франции, России, Австрии, Швейцарии, особенно прославившейся белой вышивкой по белью. Белья должно было быть вдоволь, на все случаи жизни: рождение, крестины, свадьбы, на большие съезды гостей. Большинство русских дворян жили в своих имениях - это требовало особого рода покупки, хранения, накопления столового и постельного белья. "До отмены крепостного права помещики держали "девичьи" - мастерские по кружевным и белошвейным работам, производству полотна. После отмены крепостного права дворяне, состоятельные купцы и мещане обычно покупали льняное полотно в крупных магазинах известных фирм. Особое внимание уделялось цвету столового белья. По традиции, это был белый. Обязательным было подкрахмаливание белья.
Эпохи и страны, конечно, вносили в эстетику постельного убранства свои изменения. К примеру, простыню на резинке могли придумать только американцы, для которых прогресс и удобство важнее традиций. Они также пытались ввести в обиход одноразовое постельное белье, но предложение не поддержали. И по сей день в поезде, гостинице или любом другом месте, где вы проведете ночь, вам предложат тканое белье. Хотя если вы окажетесь с ночевкой у Карла Лагерфельда, вполне возможно, что почивать вы будете на белье... из натурального меха. Мэтр моды уже давно говорит о своем пристрастии: "В моем доме есть и оригинальные меховые изделия: подушки из норки, одеяла из соболя. Я и сам люблю засыпать под горностаевым пледом..."
И все же традиционно белье изготавливают только из натуральных материалов: чистого хлопка, льняного полотна или шелка. Качество ткани, как и в любой другой одежде, прямо пропорционально стоимости изделия. Мало того что дорогое белье уютней и почти не мнется, оно еще и быстрее согревается до температуры тела, не давая провести неприятные мгновения в холодной постели. Мода существует и на постельное белье. И меняться стала так же часто, как и на все остальное. Здесь все больше популярны восточные мотивы.
Выполненные в стиле старинных китайских миниатюр, они уносят нас в мир фантазий, где пагоды перекликаются с экзотическими птицами, а арочные мосты утопают в нереальных цветах. Вновь появился мелкий цветочный рисунок в пастельных тонах, чаще с кружевными вставками или оборками по краю. Остается в моде и более крупный растительный орнамент, где дикорастущий колокольчик или одуванчик с трудом помещаются на одной наволочке. Белье из контрастных клетчатых и полосатых тканей - это сдержанность популярного вот уже несколько сезонов делового стиля. Вне моды остается классика белья - чистая, искрящаяся белизна, которую сегодня украшают кружевом, имитирующим ручное плетение, и фамильными вензелями. Большинство современных гарнитуров являются двусторонними: достаточно их вывернуть или перевернуть - и перед вами новый комплект. Мелочь, а приятно.
Кстати, постельное белье считается хорошим подарком, уместным буквально для любого случая.