Лён в хозяйстве
Семена льна содержат до 48% жирного душистого масла. Оно идет в пищу, но значительную часть льняного масла перерабатывают на олифу - основу для масляных красок и многих лаков. Льняное масло применяют и для изготовления мыла. Жмых, оставшийся после отжима масла,прекрасный корм для домашнего скота и птицы (в военные голодные годы им питалось и население).
(фото справа - с сайта www.linoline.ru)
Льняное волокно прядут, а из пряжи ткут ткани разного назначения. Одни из них идут на одежду, другие - на скатерти, занавеси и т.п. Льняное волокно вдвое крепче хлопкового, поэтому много льняной пряжи идет на технические ткани (брезент, парусину, мешковину и пр.). Из льняного волокна делают также шпагат и веревки. Интересно, что прочность льняного волокна при намокании не уменьшается, а наоборот - даже возрастает. Вот почему из него издавна делали рыболовные сети, а льняную ткань использовали на паруса. Очень много льняной ткани идет на мешки и как упаковочный материал. Считается, что льняные мешки - лучшая тара для сахара, муки, крупы и других пищевых продуктов. Холсты для живописных полотен тоже производят из льняного волокна. Они устойчивы к гниению, что обеспечило сохранность многих выдающихся художественных произведений, созданных много веков назад. Древние египтяне хорошо знали высокую сопротивляемость льняной ткани гниению, поэтому именно ее они использовали при бальзамировании усопших. И не ошиблись - во всех мумиях, пролежавших в гробницах тысячелетия, как правило, лучше всего сохранилась льняная ткань, которой было обернуто тело покойника.
Часть волокна на льнозаводах не удается хорошо очистить от примесей. Но и его не выбрасывают. Это пакля - отличный материал для заделки швов между бревнами в деревянных постройках. Другое назначение пакли - это обтирочный материал в машинных отделениях кораблей и на ряде производств, где используются мазут и другие пачкающие жидкости. Очень часто паклю применяют сантехники при соединении труб и установке кранов. Остатки стеблей льна, отделенные от волокна, служат топливом, а также наполнителем при изготовлении строительных плит.