Ткани на М
Мадаполам
(от Мадаполлам — название бывшего пригорода города Нарсапур в Индии), хлопчатобумажная бельевая ткань полотняного переплетения, гладкая, глянцевитая и жёсткая на ощупь. Суровьём для мадаполама служит миткаль, подвергаемый при отделке белению, сравнительно сильному аппретированию и лощению.
Источник: Большая советская энциклопедия
Маренго
сукно черного или темно-коричневого цвета с белыми прожилками. Меланжевая шерстяная ткань, которая может быть использована для пальто, костюмов. Нередко так называют и сам цвет: темное волокно с небольшими добавками белого.
Источник: Орлова. Л.В. Азбука моды. М., 1987. С. 162.
Маркизет
(франц. marquisette), лёгкая, тонкая, прозрачная хлопчатобумажная или шёлковая ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из очень тонкой кручёной пряжи. Маркизет выпускается главным образом набивным (с рисунком), реже белым, гладкокрашеным. Хлопчатобумажный маркизет при отделке мерсеризуется (см. Мерсеризация), благодаря чему приобретает шелковистость и блеск. Из маркизета шьют летние платья, блузки, женское бельё и др.
Источник: Большая советская энциклопедия
Марля
(от франц. marli — кисея), лёгкая, прозрачная, рыхлая, гигроскопичная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Марля выпускается отбеленная реже суровая. Употребляется как перевязочный материал, а также для швейного приклада, наклейки карт и т.п.
Источник: Большая советская энциклопедия
Марселин
плотная, но тонкая одноцветная ткань из шерстяной пряжи. Марсель – первоначальный центр производства марселина – славился тонкой выделкой шерстяных тканей и сукон, имевших в XIX в. мировое признание.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 146.
Матлассе
очень напоминает клоке. Шелк – искусственный или натуральный – с жаккардовым, словно вышитым рисунком.
Источник: Орлова. Л.В. Азбука моды. М., 1987. С. 162.
Махровая ткань
или Петельная ткань – льняная или хлопчатобумажная ткань, поверхность которой с одной или двух сторон покрыта ворсом из петель основных нитей. В отличие от ворсовых тканей, у которых ворс образуется под натяжением, в махровой ткани он получается за счёт свободной подачи слабо натянутой основы. Ворс махровой ткани менее равномерен и стоек, более прилегает к поверхности ткани. Махровые ткани обычно менее плотны, чем ворсовые ткани. Благодаря своей мягкости и способности легко впитывать в больших количествах влагу, махровые ткани употребляются для изготовления полотенец, купальных простынь, халатов, ковриков и т.п.
Источник: Большая советская энциклопедия
Медноаммиачные волокна
один из видов искусственных целлюлозных волокон, формуют их по «мокрому» методу в воду или раствор щёлочи. Прядильный раствор готовят действием на целлюлозу водного раствора куприаммингидрата [Сu(NH3)n](OH)2. Штапельные медноаммиачные волокнаприменяют в основном для производства ковров и сукна, тонкие текстильные нити (толщина 5 — 10 текс) — для выработки трикотажных изделий, лёгких тканей. Для технических целей медноаммиачные волокна не используют из-за низкой прочности. Стоимость медноаммиачных волокон выше, чем у их конкурентов — вискозных волокон.
Источник: Большая советская энциклопедия
Меланжевая ткань
ткань, вырабатываемая из однониточной или кручёной меланжевой пряжи. Меланжевая ткань от пестротканых или крашеных тканей отличается своеобразным цветовым эффектом. При отделке хлопчатобумажную меланжевую ткань не подвергают отбелке, т.к. она разрушает окраску волокна; процесс отделки сводится главным образом к механической обработке (стрижке, ворсованию и пр.) и аппретированию тканей. Отделка шерстяных меланжевых тканей не отличается от обычной отделки тканей. Наиболее распространены следующие хлопчатобумажные меланжевые ткани: трико, шевиот, трико костюмное, диагональ, коверкот, сукно. Для шерстяных меланжевых тканей к обычному наименованию добавляют слово «меланж», например сукно-меланж, драп-меланж и др.
Источник: Большая советская энциклопедия
Меринос
шерстяная ткань саржевого переплетения, обычно одноцветная, которую ткали из шерсти тонкорунных овец – мериносов. Из мериноса шили платья и верхнюю одежду, но охотнее всего использовали для изготовления модных «турецких» и «персидских» шалей. Мериносовая пряжа высокого качества смешивалась с шерстью других сортов или иными волокнами, и тогда появлялся полумеринос (см. полумеринос, тибет, терно). Основные отличия между мериносом, тибетом и терно связаны с особенностями обработки сырья. Стр. 147-149.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 147-149.
Мех искусственный
текстильное изделие, имитирующее натуральный мех. Благодаря высоким теплоизоляционным свойствам и сравнительно низкой стоимости при массовом производстве широко используется для изготовления одежды, головных уборов и отделки. Мех искусственный служит также обивочным и прокладочным материалом. Широко распространены тканые и трикотажные длинноворсные меха искусственные, имитирующие дорогие натуральные меха норки, куницы, енота, ондатры, обезьяны и даже лисы, а также меха с гладким ворсом — мех жеребёнка, телёнка, нерпы и др. Мех искусственный состоит из несущего основания (грунта) и ворсового покрова. Различают мех искусственный: тканый, трикотажный, прошивной, клеевой и получаемый приклеиванием ворсинок в электростатическом поле. Тканый мех искусственный образуется тремя системами нитей — ворсовыми, коренными и уточными.
При этом два грунтовых полотна связаны ворсовыми нитями, которые затем разрезаются. При трикотажном способе ворс ввязывается на специальных кругловязальных машинах (см. Трикотажная машина). При прошивном и клеевом способах несущее основание и ворс изготовляют раздельно. Ворс закрепляют на несущем основании прошиванием или наклеиванием. С помощью клеевого способа получают, например, искусственный каракуль.
При изготовлении меха искусственного электростатическим способом волокна, заряженные в электростатическом поле и затем ориентированные, распределяются равномерно по предварительно обработанной клеем поверхности ткани, на которой они закрепляются после высушивания, образуя ворс. Мех искусственный вырабатывается с любой плотностью ворсового покрова. Последний по высоте и распределению более равномерен, чем волос натурального меха.
По внешнему виду меха искусственного почти полностью воспроизводит цвет, рисунок и расположение ворса имитируемого меха. Для образования ворсового покрова меха искусственного применяются различные мононити или комплексные полиамидные и полиэфирные вискозные и ацетатные нити (см. Волокна химические). Для длинноворсного меха наиболее часто употребляют пряжу из полиакрилонитрильных волокон, которые благодаря шерстистости, малой плотности, высокой упругости, малой теплопроводности и весьма низкой гигроскопичности особенно пригодны для изготовления меха искусственного. Для основания (грунта) меха искусственного используют хлопчатобумажную пряжу, иногда с целью упрочнения — синтетические нити. Мех искусственный выпускают различных цветов и рисунков. Последующая отделка меха искусственного обеспечивает устойчивость ворсового покрова к смятию, пушистость, гидрофобность, создание того или иного узорчатого или тисненного рисунка путём механической, термической и химической обработок.
В зависимости от фактуры имитируемого меха отделка включает следующие основные процессы: многократное расчесывание, стрижку — подравнивание ворсового покрова, крашение, термическую обработку, полировку, узорчатое расцвечивание ворса и др. Для придания изнанке ткани вида кожи и прочного закрепления ворса в основании применяют проклеивание латексами и аппретами, дублирование с поролоном. В.А.Павлова
Источник: Большая советская энциклопедия
Мешковина
грубая прочная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи полотняным переплетением нитей. Пряжа для мешковины изготовляется из грубостебельных (жёстких лубяных) волокон: джута, кенафа, канатника и отходов первичной обработки и чесания низкомерного льна-очёса и короткого волокна. Мешковина используется для пошивки мешков (мешочная ткань) и как паковочная ткань.
Источник: Большая советская энциклопедия
Мильфлёр
или Милль флёр – рисунок на ткани в виде разноцветных полевых цветов (в переводе с фр. mille fleur – тысяча цветов). Иногда его называют крестьянским цветочным узором. *
Миткаль
(от перс. меткал), суровая тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Миткаль используется как полуфабрикат в производстве клеёнки, дерматина и др. В результате соответствующей отделки из миткаля получают ситец и бельевые ткани —мадаполам, муслин др.
Источник: Большая советская энциклопедия
Молескин
(англ. moleskin, от mole — крот и skin — кожа), плотная, прочная хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая усиленным сатиновым переплетением (см. Переплетение нитей). Молескин имеет на лицевой стороне плотный гладкий уточный застил, который создаётся своеобразным переплетением, а также большей плотностью нитей по утку, чем по основе. Молескин выпускается обычно гладкокрашеным в тёмные тона. Некоторые сорта молескина подвергаются ворсованию и называются молескин-сукно. Молескин употребляется для изготовления рабочей, спортивной и специальной форменной одежды, верха обуви, переплётов и пр. Наиболее плотные сорта молескина иногда называют чёртовой кожей.
Источник: Большая советская энциклопедия
Мохер
вошел в моду с конца 1950-х годов. Мохером называют шерсть ангорской козы, а также пряжу и ткани из этой шерсти или с этой шерстью (процент мохера может быть и небольшим).
Источник: Орлова. Л.В. Азбука моды. М., 1987. С. 162.
Муар
или Муаре (франц. moire, moiré), плотная шелковая или полушелковая ткань, с разводами, переливающаяся (на свету) разными оттенками. Служит для шитья платьев, отделки, изготовления лент.
Источник: Большая советская энциклопедия
Муслин
(франц. mousseline, итал. mussolina, от Mussolo — итальянского названия г. Мосул в Ираке), хлопчатобумажная или шёлковая ткань полотняного переплетения. Хлопчатобумажный муслин вырабатывается из миткаля, который подвергают белению и так называемой мягкой отделке (т. е. с минимальным содержанием аппрета в ткани). Употребляется главным образом для пошива белья. Шёлковый муслин — тонкая прозрачная ткань, вырабатываемая из однониточного натурального шёлка повышенной крутки; применяется для изготовления платьев, театральных костюмов и др.
Источник: Большая советская энциклопедия
Муслинделин
тонкая рыхлая ткань из шерстяной пряжи. По характеру переплетения напоминает муслин.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 153.
Мухояр
пестротканая ткань из льна с примесью шерсти, реже хлопка, которые окрашивались уже в пряже, а не в готовой материи. В современных справочниках и словарях встречается толкование мухояра как хлопчатобумажной ткани с примесью шерсти или шелка (Словарь русского языка. В 4 т. М., 1986. Т. 2. С. 315). Но более убедительным представляется толкование, предлагаемое справочными изданиями XIX века, так как ткани домашнего производства выделывались только из местного, получаемого в крестьянских хозяйствах, сырья – льна, шерсти.
Мухояр не носили городские жители, и он был тканью, «употребляемой простым народом на одежду» (Вавилов И. Справочный коммерческий словарь. Спб., 1856. С. 188). Шелк использовали только на промышленных предприятиях даже в качестве добавок, а изделия и с небольшим содержанием шелка стоили намного дороже, чем могли позволить себе крестьяне. Из других видов тканей, распространенных в крестьянской среде, были известны мендеритское сукно (всегда синее) и решимское (всегда черное), которые ткались из грубой шерсти домашней выделки. Стр. 153-154.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 153-154.