Ручная набивка ткани
По поводу набивных тканей: узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм (доски с орнаментом делали из березы, груши, клена, ореха).
Набойки разделялись на белоземельные - с незакрашенным фоном (узор наносился масляными красками так называемым верховым способом - на влажную ткань накладывали покрытую краской доску и получали тиснение рисунка) и кубовые набойки (ткань с белым узором на синем фоне) - ткань окрашивали в кубах (чанах с синей краской), предварительно нанеся узор с доски, покрытой вапой, т.е. смесью глины, купороса и клейкого вещества. По кубовой набойке могли добавить печать масляной краской.
Современная текстильная промышленность выпускает большой ассортимент разных набивных тканей и текстильных изделий для обустройства современного жилья и пошива одежды. Характер рисунка тканей разнообразнейший - от мелкого в виде штампиков (горошек, полосочки, мелкие цветочки) до больших букетов цветов, пейзажных мотивов и даже каймовых композиций. Совершенная многокрасочная печать этих тканей с тонкой прорисовкою деталей выполняется на современных промышленных предприятиях. А как изготавливали набивные ткани в прошлом и можно ли их выполнить в технике набивки в домашних условиях? Что для этого нужно?
Набивка, или декоративная техника печати на ткани, - это прекрасная страница богатого народного искусства. Массового распространения набивка приобрела в начале XІ ст. на Киевщине и в западных областях Украины. Архивные данные свидетельствуют, что тогдашние мастера совершенно владели техникой набивки, работая в примитивных мастерских с очень простыми орудиями производства: стол, набивные доски и масляные краски.
Справа - образец набойной ткани.
Для набивки использовали в основном ткани домашнего изготовления из льна и конопли, реже - из хлопчатобумажных и шелковых тканей. Качество подготовленного холста, орнаментация набивных досок и цвет - основные факторы в создании художественного произведения. Холст для набивок должен быть гладким, без лишних утолщений. Поэтому мастера готовили его специально: поливали водой, растягивали, чтобы не случалось перекосов, так как все это имело большое значение для четкости рисунка орнамента. Ныне промышленность выпускает холст гладкой структуры, поэтому можно достичь высокого качества набивки. В народной набивке, чтобы достичь гладкой структуры, применяли клеевую проклейку, которая образовывала эластичную поверхность, и рисунок набивался четко. Набивку выполняли набивными досками из древесины груши или липы. Сначала намечали контуры рисунка карандашом, а потом резали доску специальными резцами, которые изготовляли сами мастера. Украинские мастера-резчики прославлялись мастерством выполнения набивных досок с четким контуром орнаментальных мотивов и совершенной бытовой композицией.
Мотивы орнаментов украинской набивки можно разделить на три группы. Первая - мотивы орнаментации на досках прямоугольной формы, на которых размещался одних большой или несколько нескольких небольших рисунков. Этими досками работали в несколько приемов: сначала набивали одну часть рисунка, потом - другую и т.д.. При этом возможны были варианты композиции рисунка из одних и тех же элементов (полосы, разбросанные элементы по плоскости ткани). Вторая - мотивы орнаментации на досках, которые точно соответствовали ширине холста, то есть вся плоскость холста была орнаментирована. С помощью таких досок за один прием выполняли набойку соответствующего назначения. Создавались купонные ткани. Третья - орнаментальные мотивы на квадратных досках для набивки на платках.
Набивные доски для всех групп мотивов орнаментов могли иметь односторонний мотив рисунка (квадраты, цветочки, штампы, полоски) и двусторонний орнамент (мотивы рисунка - ветви цветов), орнамент левого и правого поворота разных композиционных решений. Набивки правого и левого поворота образовывали композицию каймы, углов скатерти, платки.
Для набивки в основном применяли натуральные красители. Так, краски черного цвета производили из сажи хвойной древесины, синего - из смеси настоя индиго и свинцовых белил, коричневого - из смеси охры и свинца . Краски растирали на льняном масле, которое варили в глиняных горшках на открытом огне. В краску опускали куриное перо. Если оно не загоралось, это значило, что в краске много масла и ее нужно еще варить. Краску считали готовой, если перо загоралось. Не испарившаяся краска оставляла на холсте жирные пятна (ореол) вокруг орнаментального рисунка. Если же краска была приготовлена хорошо, тогда и набивка была чистой.
Следовательно, надо помнить, что качество набивки зависит от качества холста, набивных досок и красок.
Наиболее распространенной была техника набивки, при которой на орнаментированную рельефным резным орнаментом доску накладывали тонкий слой краски и тщательно растирали по всей плоскости. Потом на доску накладывали влажный холст и сверху валиком прокатывали от одного конца к другому и назад. После нанесения орнамента на холст, его снимали с доски и подвешивали на деревянную жердь для просушивания. Количество иссеченных досок зависело от цветовой гаммы орнамента: для каждого цвета отдельная доска. Сначала выбивали на холсте один цвет, просушивали, а потом поочередно другие цвета, просушивая ткань после каждого цвета.
В технике набивки, используя черный или темно-синий цвет по серому холсту, выполняли ткани "малеванки", из которых шили юбки. Несложные орнаментальные мотивы этих тканей построены в строгом ритмическом порядке. Вертикальные полосы непритязательных мотивов - штампов, чаще одного цвета (черного или синего) на сером или выбеленном холсте создавали строгую ритмику необычайно изысканного декоративного звучания. В, казалось бы, простом решении этих тканей выражалась особенность классической простоты, характерная именно для народного искусства. Эти мотивы можно использовать и в современной ручной набивке.
И народная, и современная набивки по мотивам орнаментации делятся на геометрические и растительные.
Наибольшее распространение получили мотивы разных кружочков, гороха, квадратиков, которые можно густо или редко размещать по фону. В народной набивке очень популярным был мотив "звездочек", которые выбивали по ткани хаотично, или по вертикали, объединяя с вертикальной цветной полосой. В этих набивках резко контрастные цвета (белый или серый и черный или синий орнамент) объединялись введением более мелких элементов, которые производили впечатление искристости и своеобразной динамичности. Более крупные мотивы создавали конкретный художественный образ ткани. В основе композиции рисунка народных тканей лежит характер размещения орнаментальных мотивов.
Часто применяли композиции в виде полос или разбросанных по плоскости отдельных цветов или букетов. Композиции из полос создавали, объединяя между собою гладкие, утонченные полосы и размещая между ними небольшие орнаментальные мотивы - кружочки, квадраты, ромбики, скомпонованные в полосы. Варианты таких композиций создают разнообразные орнаментальные мотивы, ритм которых зависит от ширины полос, размеров мотивов, характера их трактовки, добавления дополнительных элементов. Разнообразие композиций в полосах дополнялось четкой симметрией параллельных полос вертикального направления двух видов - отдельных орнаментальных мотивов и прямых или волнообразных линий.
В быту народов Украины и России были распространены набивки, рисунок которых размещался по сетке (квадратной или диагональной), то есть элемент рисунка вписывался в прямоугольник или ромб. В такой набивке использовали мотивы цветка или букета. Существуют разные варианты наклона сеток в размещении орнаментальных мотивов в границах каждого ромба, или в точке пересечения линий. Ритм композиции от этого не изменяется.
В народной набивке широко использовали мотивы растительного орнамента. Так, мотивы букетов состояли из больших и мелких цветков, веточек, листвы. Иногда стебли переходили словно в большие волнообразные ветви, на которых с одного или двух сторон были размещены разные цветы, листья и т.п.. Такие ветви большей частью создавали своеобразные композиции в полоску со сложным ритмом. Применяли и сложные растительные мотивы, которые словно образовывали на плоскости разводы, в центре которых - геометризированный цветок. В народных набивках со стилизованным растительным орнаментом применяли очень сложные композиции, в которых большие плоскости фона ткани не закрашены, а мотивы орнамента будто легко разложены, что создает красивый ритм мотивов цветочного орнамента и фона. Эту особенность необходимо учитывать в создании и исполнении современной ручной набивки. Особой красотой отмечались набивные платк платки из домотканого холста. Орнаментация этих платков имела сложную композицию. В каждом изделии словно объединялись две композиции - центральная, или сетчатая, и каймовая. Так, в центральной части плоскости размещали в шахматном порядке мелкие цветочки, букетики и прочие мотивы, а на широкой кайме - большие цветы. Иногда композицию середины платка строили по схеме лучей. Для такой схемы характерна легкость, гармоничность орнаментального поля и каймы, удачное соотношение крупных и мелких мотивов. Контур цветов очерчены мягко и декоративно, с учетом орнаментальных мотивов. По краю платка часто навязывали цветную бахрому из шерсти или шелка, которая объединяла и дополняла орнаментацию.
Колористическое решение украинской набивки базируется преимущественно на объединении одноцветных орнаментальных мотивов (черного, синего, коричневого) с белым или серым на выбеленном холсте.
Украинские мастера совершенно владели так называемым резервным способом набивки, при котором орнамент на ткань наносили из набивной доски не краской, а раствором извести. После этого ткань красили обычным холодным способом, погрузив на несколько часов в бочку с раствором красителя. Фон ткани окрашивался, а орнамент, покрытый густым пластом извести, не окрашивался. Потом ткань вымачивали ("отквашивали") в растворах, снимали слои извести, сушили и гладили. Таким образом вырабатывали набивку с окрашенным фоном. Такие набивки в народе называли "дымками". Чаще всего набивки красили в синий цвет настоем индиго. Очень эффектны "дымки", в которых объединяются два цвета - синий фон и белый орнамент. Иногда для набивки применяли две разные техники на одной ткани. Это обогащало орнаментальные и цветовые мотивы декорирования тканей.
Все средства технического и художественного решения набивки можно применять в современных домашних условиях. Для этого прежде всего нужно хорошо выстирать хлопчатобумажный или льняной холст. Далее готовят красители, удалив лишний жир из масляных красок. Вырезают орнаментальные мотивы на досках, осторожно выбрав фоновую часть (орнаментальная часть выступает). Для досок используют хорошо просушенную древесину. Набивку выполняют на столе, на который для упругости набивают слой толстого сукна. Это улучшает качество набивки - равномерно отпечатывается краска на ткани. Ткань закрепляют на плоскости стола. Потом намечают карандашом схему орнаментальных мотивов и по этой схеме накладывают доску с красителем, крепко прижимая. Для нанесения орнаментальных мотивов применяют одну доску с элементом, а для более усложненных композиций - две-три доски с разными элементами.
Если возникают сложности с изготовлением деревянных дощечек (отсутствие древесины, неумение пользоваться резцом), можно набивку выполнить по трафарету. Для этого на плотную промасленную бумагу наносят рисунок и расчленяют его на отдельные части, которые потом вырезают на отдельных листах тонкого картона. Делают это так, чтобы, наложив все листы картона один на один, получить плоскость всего рисунка. Все листы картона последовательно пронумеровывают. Потом по порядку через вырезанные плоскости каждого листа картона наносят краску и растирают ее круглой кистью из щетины. Делают это не спеша, в так называемой технике "сухой кистью". После нанесения красителя ткань сушат, потом для повышения эластичности стирают. В последнее время для ручной набивки используют печатные краски. В этом случае набивка более мягкая, эластичная.
В технике ручной набивки можно выполнить разнообразные изделия для оформления интерьера и декорирования одежды. Эти изделия прежде всего интересны своей индивидуальностью. Выполнение изделий в технике набивки для ансамблей одежды и для оформления жилья имеет очень много общего.