Батик: материалы и техника
Ткань: Разные виды шёлка, в т.ч. смесовых, синтетических, натуральных, а также на хлопке. Горячий батик больше любит х/б волокна, холодный батик - тонкие шелка, но это не жёсткое правило - я люблю эксперементировать и с красителями, и с тканями, и с сочетаниями различных техник росписи. За предыдущий творческий переод появились красители, которым отдаю предпочтение, "вспомогательные" - дополнения к ним, и красители, к которым больше прикасаться не хочется, т.к. что с ними не делаю, результат отрицательный (не буду уточнять..). Существует обязательное правило - тип красителя должен соответствовать типу ткани.
Если им пренебрегать, то никогда клиент или покупатель не окажется наедине с грязной тряпкой, в которую превращается дорогая красивая вещь при первой стирке, если художник пренебрёг этим правилом. "Родную" краску со "своей" ткани ничем не отстираешь. По этой причине очень редко использую акриловые красители, которые закрепляются утюгом - они придают некоторую жёсткость ткани и стирать изделие нужно очень бережно, что также не всегда гарантирует успех. Красители, относящиеся к классу дисперсных, кислотных, прямых, закреплённые под давлением в автоклаве дают возможность стирать готовое изделие даже стиральной машине на режимах от 60 градусов и ниже, любым моющим средством, в том числе показательные эксперименты с отбеливателем выдерживают на отлично - белое белеет, а цветное остаётся неизменым. Проверено временем, длительными сроками использования вещей и подтверждено многими моими клиентами, заказчиками.
Резерв: Можно купить готовый - продаются в художественных салонах как отечественные, так и импортные. Можно сварить самому по старому проверенному рецепту. Сваренный собственноручно резерв хорош тем, что вы можете регулировать текучесть, вязкость, цвет состава, подгоняя его под ту трубочку, которой собираетесь работать. Для тонкой трубочки (имеется в виду диаметр "носика") резерв нужен более текучий (жидкий) - им работают по тонкому гладкому полотну. Трубочка с более крупным диаметром требует более густого резерва и годится для более плотной и фактурной ткани. Но для новичка бывает вначале сложно определить, что именно ему в данный момент необходимо. Это можно выяснить, неустанно практикуясь и пробуя всевозможные варианты сочетания трубочек, контурных составов и тканей. В продаже также имеются контурные краски в тюбиках с тонкой насадкой - они не являются резервом, а предназначены для декорирования готовой картины.
В горячем батике роль резерва выполняет расплавленный воск, парафин или стеарин (либо сочетания того и другого). В классическом горячем батике работа на перекрывании нужных плоскостей горячим восковым составом, от светлого к тёмному, но иногда необходимо проработать рисунок линейно. Можно сделать это тонкой кистью, но кисть будет безнадёжно испорчена, да и однородную линию не провести - разве что мазки. Для такой работы существует специальный инструмент. Это маленький "ковшик" с тонким носиком - трубочкою. Восковая смесь кипит на водяной бане, носиком зачерпывается горячий состав и обводятся нужные контуры. Работать нужно быстро, чётко, аккуратно. Либо образовавшиеся лужи и капли объявить проявлением художественного стиля.
Поскольку техники батика различаются только тем, какой вид резерва используется, то лиди не устают придумывать, как исхитриться, и заставить краску выполнять поставленную задачу.
В узелковых техниках используют нить, узлы, варьируя способы завязываний и сложения ткани. Работая аэрографом, применяют трафареты, сминания и пр.