Простая шляпка и тюрбан
Образ женщины утратил черты кокетливой прелестницы, в ней появилось что-то уютное, домашнее и простое. Изменения в стиле бытовой культуры не относились к капризам моды, их породила живопись группы немецких и австрийских художников, ставшая очень популярной сначала в буржуазной среде. Позднее это влияние рассеялось на все слои населения европейских городов.
Атмосфера уютных семейных вечеров в окружении добротных вещей возвестила о новом художественном стиле, название которому - бидермайер - дали лишь после того, как он ушел в прошлое. Такое необычное наименование пришло в историю искусств из стихотворения немецкого поэта Л. Айхбродта Biedermair Liederlust (1850 г.). Этот немецкоавстрийский ветерок прошелестел и в шляпной моде, породив замечательные модели.
Тюрбан пришел в наряды светских дам (его носили только на балах, украшая пером и драгоценностями) из театрального костюма. На подмостках сцены тюрбан служил штрихом, подчеркивающим колорит Востока, потому что имел сходство с чалмой.
Подобные перемещения со сцены в моду и наоборот имели место не только в шляпном деле. В 1820-е годы великий хореограф Шарль Дидло, живший и работавший в Петербурге, заказал парижскому мастеру Трико вязаный облегающий костюм для балетной сцены. До этого вязаными носили только чулки. Но вязаная ткань - трикотаж - перекочует со сцены в моду лишь... через сто лет. Также со сцены в шляпную моду попала в первой половине XIX века шляпа-гнездо "шута". Это был головной убор, схожий с чепцом, но из соломки и с мантоньерками. Шляпки из светлой и темной соломки станут особенно модными в конце XIX и на протяжении XX века.