Головные уборы разных народов
Сегодня мы, как правило, с трудом можем представить себе вид головного убора, отличный от платка или шляпы, шапки. Между тем ещё в конце прошлого - начале двадцатого века многообразие женских головных уборов было поистине удивительно. С некоторыми их видами боролось духовенство, дворянство, но малоуспешно. Вспомним рассказ И. С. Тургенева "Два помещика", где один помещик - самодур решил заставить своих крепостных баб переменить безобразные, на его вкус, рогатые кички на кокошники петербуржского образца. "...И действительно, до сих пор в имениях его бабы носят кокошники... да только сверху кичек".
Интересно, что столь ненавистные дворянам рогатые головные уборы сохранились и по сей день на юге России, правда, не в современном бытовании, а в сундуках бабушек. Иногда они употребляются в свадебном обряде, конечно, только как дань традиции и из уважения к старикам. Чаще же всего современные девушки-невесты сопротивляются свадебным обрядам, считают унизительным для себя надеть на голову платок или иной убор, мести сор и т.п. Естественно, причина такого поведения очень глубокая: культура предков не была нам передана, связь поколений нарушилась, воспитание было передано идеологической системе, в чьи планы не входило растить детей в духе уважения к старшим, к традициям собственного народа.
Раз уж мы заговорили о девушках-невестах, рассмотрим подробнее сведения об их головных уборах. Обычный в добрачное время девичий головной убор называется по-разному: общеизвестные венок, повязка, лента, украинские стрiчка, лубок, карабуля, северорусские почёлок, связка, перевязка, венец, коруна, головодец, грибки, голощинка, рефеть, красота, южновеликорусская тканка. Форма его - круг или полукруг с завязками на затылке, высота различная в зависимости от местности и материала. Последний довольно разнообразен: береста, картон, лента, сложенный в несколько рядов платок, парча, ткани с вышивкой, стеклярус, драгоценные камни, металл, проволочка, жемчуг, бисер и т. п.
У белорусов основой девичьего венка были стенки старого ситечка, обтянутые холстом, а сверху нарядной тканью. В будни и праздники такой "вянок" украшений не имел, а на свадьбе весь снаружи украшался цветами, а сзади к нему ещё и пришивал ленты.
Нарядные головные уборы невесты
Особенно нарядные уборы невест у русских называются рефиль, рефетка, нижутся жемчугом, камешками, а на лоб пришивается сетка из белого бисера, жемчуга, стекляруса, которая нередко спускается ниже бровей. Эта сетка называется поднизью, ряской.
Венок
Конечно, венок на девичьей голове - это, прежде всего, оберег от сглаза, нечистой силы. Одновременно круг - это и символ брака, недаром при женитьбе молодых обводят стола, на венчанье - вокруг аналоя. Если девушке снился сон о потере венка, она ожидала для себя беды. Потерявшая невинность, она лишалась венка на свадьбе, в знак позора ей могли надеть половину.
Венок - из искусственных цветов, ниток - нередко одевали на шляпу жениху, оберегая его от свадебных уроков (урочить, сурочить - сглазить, испортить). Цветы для свадебного венка использовались строго определённые: розмарин, барвинок, самшит, калина, рута, лавр, виноградная лоза. Кроме цветов в него иногда зашивались или вкладывались предметы-обереги: красные шерстяные нитки, лук, чеснок, перец, хлеб, овёс, монеты, сахар, изюм, кольцо. Кстати, обсыпание молодых зерном и деньгами при встрече от венца тоже носит прежде всего обереговый, а уж потом лирический смысл пожелания плодородия и богатства.
Свадебные венки никогда не выбрасывались. Их зашивали в подушку невесте, клали в колыбель ребёнка наряду с куколкой, доили сквозь него молоко у заболевшей коровы. Приведя корову после случки, её заставляли переступить через свадебный венок. Уходящему на войну сыну мать давала свой венок как амулет от пуль. Итак, на свадьбе, после переплетения её кос на две, молодая получала головной убор. Нередко он доставался ей от матери, иногда его на просватаньи выторговывали у жениха, порой его снимала со своей головы и через сваху передавала невестке свекровь. Песни, которые пелись во время окручивания, очень длинные. И не только потому, что длинными были девичьи косы. Нередко не менее длинным был перечень отдельных частей убора молодой женщины. Например, сорока Дмитриевского уезда Курской области насчитывала до... 45 частей!
Если серьёзно заняться обзором происхождения и видов восточнославянских головных уборов, мы рискуем размахнуться на объём увесистой монографии. Но это не наша задача, как не наша задача и разбираться в спорах исследователей насчёт различных гипотез о происхождении, взаимоотношении и т.п. женских головных уборов Восточной Европы. Мы воспользуемся классификацией Д. К. Зеленина, данной в его работе "Женские головные уборы восточных (русских) славян".
Итак, выдающийся русский учёный-этнограф выделяет три основных типа головных женских уборов.
Первый восходит к праславянской намётке - головном полотенце, о котором мы ещё будем говорить - соединённой с простой перевязкой волос и оберегом-рогами. Постепенно изменяясь, убор этот превратился в великорусскую сороку, а сорока, в свою очередь, в кокошник.
Повойник, очипок
Второй тип восточнославянского убора восходит к сетке для собирания волос; у русских и белорусов он бытует под названием повойник, у украинцев - очипок, мало различаясь внешне.
К третьему типу относятся заимствованные под влиянием моды у других народов шапки и однорогие головные уборы, оказавшие влияние на "родные" для славян кокошники и уборы. Нас интересуют, в основном, два первых типа, хотя, возможно, что рогатые уборы когда-то и были славянами заимствованы у других народов.
Намётка
Итак, что же такое намётка? Это общий для всех славян головной убор, состоящий из длинного полотна и когда-то закрывавший лицо женщины. Исследователи застали немало форм бытования намитки в чистом виде - как сложенного в 5-6 рядов длинного полотна (на концах 2-3 красных полосы или узорное ткачество, вышивка красным цветом), повязанного вокруг головы различными способами. Названий у намётки множество: украинские перемiтка, намiтка, намiтец, серпанок, рантух, склендячка; белорусские намётка, обмётка; русские убрус, полотенце, ширинка, подширье, фата, гомылька.
Кибалка
Общим же для восточных славян является кибалка. Наибольшее распространение получила кибалка, соединённая с рогами. Неудивительно, что мало кому известно это название. Моду на рогатые головные уборы нельзя назвать общеславянской. Но идея, лежащая в основе этой моды, безусловно, древняя. Рога - это прежде всего защита молодухи, матери, ребёнка от злых сил, они уподобляют женщину корове, священному для славян существу.
Лучше всего двурогие головные уборы сохранились на юге России под названием кичка, рога. Из двух главных разновидностей этого убора в одной рога торчат кверху, в другой - обращены остриями назад.