В среду, 12 апреля 2023 года, состоялось торжественное открытие выставки
Кокошник. Традиции красоты, где представлены русские праздничные и
повседневные, женские и девичьи головные уборы разных исторических
периодов (середины XVIII — конца XIX века) и географической
принадлежности (от Архангельска до Уфы).
Пестряки ткали рядами (порядново). Например, красная, синяя и голубая
основа. Сарафан мог иметь
продольные и поперечные полосы. Цвет различный - оттенки красного, бордового, зеленого, реже синего, голубого.
Те рубашки, которые носили на первый день жатвы, называли жнивные. Как правило, они
были не белого цвета, так как они быстро пачкались. При жатве сначала сноп прикладывали
к себе, прижимали, и лишь потом перевязывали.
Именно крестьянство - хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме.
После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство.
Народный костюм Устюженского уезда конца ХIХ - начала ХХ веков - явление яркое и самобытное. Об устюженском новгородском традиционном костюме рубежа ХIХ - ХХ веков, о о вкусе и моде жителей Устюженского уезда расскажет научный сотрудник Устюженского краеведческого музея Софья Васильевна Логинова.
Костюм состоит из белой домотканой рубахи с красной воротушкой и сарафана. Рукава рубахи украшены горизонтальными полосками бранного ткачества, кумача, желтой шёлковой лентой и блёстками.
Этимология слов, производных от корня плат, по В.И.Далю, означает: Плат, платок, платочек, платишка, платчишка, платица, платчица - четырехугольный равносторонний лоскут ткани; плат - значит пласт, плоский. Такие же определения находим и в древнерусских словарях: плат - часть, кусок, полоть, лоскут, обрывок, кусок ткани. На севере и востоке Европейской России в XIX-XX вв. словом плат называют полотенце, скатерть, рубаху (платно) и верхнее женское платье.
С 6 июня по 19 августа 2018 года в Манеже Конного двора Усадьбы Влахернское-Кузьминки пройдет выставка «Про наряды и обряды» художников Ивана Кириллова и Марии Подкопаевой.
Немного найдется примеров, более наглядно показывающих способность генетики проникать в самые удивительные закоулки человеческого прошлого, чем недавнее открытие исторического периода, когда появилась первая сшитая одежда.
Первобытные люди, вероятно, одевались в шкуры животных миллионы лет, покрываясь ими, как плащом, но рукотворная одежда — сравнительно недавнее изобретение. Археологи не могут установить, когда она возникла, поскольку и ткани, и костяные иглы, которыми она сшивалась, весьма недолговечны.
В Российском этнографическом музее работает выставка «ХОРОША ОДЁЖКА В КЛЕТКУ, И В ПОЛОСКУ ХОРОША…»
Выставка коллекций клетчатых и полосатых тканей из собрания Российского этнографического музея приурочена к XX Международной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии», которая проходит в Санкт-Петербурге с 30 мая по 2 июня 2017 г.
Эта замечательная небольшая детская книга из серии Настя и Никита, 2017 года выпуска, рассказывает о традиционной одежде народов разных стран мира.
Из чего делали одежду в каменном веке, как одевались в Древнем Египте и Риме, что предлагала средневековая европейская мода, что такое японское кимоно, во что одеты жители пустыни Сахара и какую одежду носят за полярным кругом?
Собрание тканей и костюма Исторического музея поистине уникально. Сегодня оно насчитывает свыше 400 тысяч предметов, позволяющих представить историю текстиля в России с XII в., а костюма — с XVI в. Разнообразные и обширные коллекции рассказывают об истории ткачества, вышивки, кружевоплетения, представляют предметы церковного быта, модный городской костюм, военную униформу, детский костюм.
3 августа 2016 года в отделе художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» открывается выставка «“Паутинки ажурный наряд…“ Из истории традиционного промысла Оренбургского края».
Выставка представит произведения оренбургских мастериц-пуховязальщиц из фондов Оренбургского областного музея изобразительных искусств, который обладает единственной в России коллекцией пуховых платков.
12 апреля 2015 года в 14.00 в Первом музее славянской мифологии (г. Томск, ул. Загорная, 12) состоится торжественное открытие выставки традиционного русского костюма из коллекции Сергея Глебушкина (г. Москва) «Душевные наряды».
На выставке будут представлены двадцать два подлинных костюма середины XIX – начала XX века.
Весной 2014 года в корпусе Бенуа Русского музея прошла выставка Во всех ты, душенька, нарядах хороша, которая стала настоящим событием, как для специалистов, так и для рядовых посетителей, а каталог ее в одночасье — библиографической редкостью.
Учитывая такой интерес к теме, сотрудники Русского музея создали виртуальный тур на основе этой временной выставки. В программе представлены праздничные костюмы жительниц Европейской России - от Архангельска до Воронежа и от Пскова до Нижнего Новгорода, а также живописные произведения из коллекции музея.
Основная деталь наряда — широкая туникообразная рубаха — панар, паня или покай. Ее шили из домотканого холста и украшали вышивкой, по орнаменту и цветам которой определяли место проживания обладательницы костюма.
Эрзянские и мокшанские рубахи различались по покрою. Эрзянские шили из двух перегнутых поперек полотнищ с четырьмя швами — спереди посередине груди, сзади и по бокам. Воротника у них не было, горловой вырез делали до 20 сантиметров глубиной, его края скрепляли специальной застежкой. В боковые швы под прямым углом вшивали рукава, по длине равные ширине основного полотна.
Журнал с фарфоровой куклой. 59 выпуск - Мордовский летний костюм.
В бассейне реки Волги, на важнейшем перекрестке путей, ведущих из Центральной России на Урал, в Поволжье, Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию, расположена Республика Мордовия. Сейчас в этом живописном крае живут представители многих национальностей, однако коренное его население — мордва, народ, поселившийся здесь с давних времен.