admin

Текстильный супермаркет

Лина Калянина, Лилия Москаленко

Современным текстильным компаниям приходится решать не только производственные задачи. Параллельно с модернизацией производства менеджеры обеих компаний стали создавать новую систему сбыта и продвижения своего продукта. "Русский текстиль" здесь оказался в более выигрышном положении. "Нам помогло то, что мы несколько лет занималась сбытом и хорошо ориентировались в спросе. Мы знали, что требуется рынку, что мы можем продать, по какой цене и в какой срок", - говорит Константин Волков. По мере развития компания все меньше предпочтения отдавала крупным оптовикам из Иванова (там находится главная оптовая база текстиля в стране), поскольку стала наращивать сеть своих представительств. Собственные филиалы - а сегодня их в компании уже 41 - дали много преимуществ: прежде всего прямой выход на потребителя, возможность точно определять объемы продаж, управлять конечной ценой ткани, оперативно реагировать на спрос. "Если цены на сырье начинают колебаться, то мы сразу можем откорректировать цену на свою продукцию по всей сети - как в одну сторону, так и в другую. Это выгоднее, чем сидеть на оптовой базе и 'ждать у моря погоды'", - отмечает г-н Волков.


С выходом на конечного потребителя стала актуальной проблема создания большого ассортимента. В "Русском текстиле" решили формировать ассортимент по принципу супермаркета. "Сегодня швейник идет туда, где ему предложат максимальный ассортимент ткани", - говорит г-н Волков. Для этого в компании собственный ассортимент разбавляют другим: различными тканями, фурнитурой, закупаемым как у российских производителей, так и у зарубежных. "Мы добавляем в ассортимент много импортной ткани -. тем самым мы пытаемся не только расширить собственный ассортимент, но и занять нишу перекупщиков ткани. Благодаря расширению ассортимента те позиции, которые мы производим сами, у нас продаются значительно дороже", - говорит Константин Волков.


На экспорт в Европу сегодня идет 10-15% тканей, производимых в "Русском текстиле" - в основном это суровье, но начала расти в экспорте и доля отделанных тканей. "Россия для Европы сегодня стала привлекательной: Китай - далеко, и мы выигрываем у него в скорости поставки, а с турками мы успешно конкурируем по себестоимости - зарплата в Турции уже на уровне европейской".


Сегодня возможности компании по сбыту превышают ее возможности производства: "Мы можем сегодня продавать собственных тканей раза в два-три больше, чем производим. Поэтому некоторые свои дизайны мы сегодня вынуждены размещать на производстве в Азии", - говорит Зоя Матчина.


Труднее складывается ситуация на рынке со сбытом одежных тканей. Большинство российских швейников пока отдают предпочтение импортным тканям. "Сегодня большую часть льняных тканей мы отправляем в Турцию и Америку. Это самые легкие рынки: в Турции очень развита индустрия пошива дешевой одежды, а в Америке понятие моды в отличие от Европы очень относительно", - говорит г-н Алиев. Между тем, считают специалисты компании, довольно высок потенциальный спрос на отечественную ткань со стороны отечественных швейников, если та будет надлежащего качества. Растущие российские производители одежды, такие как "Панинтер", "Твое", OGGI, испытывающие острую конкуренцию с западными брэндами, заинтересованы в снижении издержек, а потому и в российских тканях. Уже сегодня у российских тканей есть ощутимое преимущество перед иностранными - натуральность сырья. "Итальянские пальтовые ткани интересны по дизайну, но ненатуральны. Их делают из вторичной шерсти: секонд-хенд раздирают на волокна и перерабатывают. Это сложная технология, мы ею не обладаем, но с другой стороны, и не очень хотим производить такие ткани - они распадаются через сезон. А мы пытаемся позиционироваться как производители по-настоящему качественных тканей из настоящей, первичной шерсти", - говорит Эльдар Алиев.


Возможно, отношение к российским тканям изменится, если нашим производителям удастся конкурировать с иностранцами в сервисе и сроках выполнения поставок. "Время исполнения заказа у российского текстильного предприятия - полтора-два месяца. А у европейского - две-четыре недели. Чтобы производить в такие короткие сроки, предприятию нужно создавать запасы полуфабрикатов, которые можно быстро переработать в то или иное изделие. То есть мы должны за наших клиентов определить, что им будет нужно через месяц-два, и таким образом наработать полуфабрикаты. Это требует высокоорганизованной системы планирования и маркетинга, которую надо выстраивать не один год", - говорит г-н Алиев.


Чтобы продвигать свои ткани на российском рынке, "Гута Текстиль" создала в этом году специальное подразделение - Центр эффективной моды, где российские дизайнеры, в том числе и именитые - Игорь Чапурин и Ольга Комиссарова, - разрабатывают модели одежды из тканей, произведенных в компании. Уже состоялось несколько показов разработанной дизайнерами одежды.

Выгоднее шить самим

Работе со швейными компаниями текстильные холдинги отводят первостепенную роль, но они признают, что сегодня очень мало швейников, работающих по-рыночному. "Мы строим мощные отделочные фабрики с суперсовременным цифровым оборудованием, быстро выполняем заказы. А восемьдесят пять процентов отечественных швейников - это небольшие региональные компании, которые предпочитают по старинке шить рукавицы. Доходит до курьеза. Например, сегодня на новом оборудовании мы можем делать более широкие ткани, из которых простыни получаются более качественные, без пресловутого шва посередине. Но швейники отказываются от этих тканей - потому что для этого потребуется что-то изменить в производстве: например, купить раскроечный стол больших УДАРЕНИЕ НА О БОЛЬШИХ размеров. А в результате, смотришь, через какое-то время импортная продукция заняла еще десять процентов рынка", - рассказывает г-н Ахабаев.


Трудности со швейниками вынуждают текстильные холдинги самим заняться пошивом. И в компании "Русский текстиль" сегодня для розничных покупателей уже отшиваются комплекты постельного белья, халаты, рубашки и проч. Швейному дивизиону отдают самые лучшие, эксклюзивные ткани из разработанных в компании, рисунки на этих тканях уже не воспроизводятся на тканях для продажи. "Нам лучше самим развивать швейное направление, чем переучивать швейников. Весь мир шьет из трехметровых тканей, поэтому и нам есть смысл двигаться в том же направлении. К тому же шить самим и продавать готовые комплекты выгодно, поскольку возникает еще десять-пятнадцать процентов добавленной стоимости. Это будет нашим главным направлением развития в ближайшее время", - говорит Зеин Ахабаев.


Уже к осени в "Альянсе 'Русский текстиль'" планируют вывести на рынок собственную торговую марку, под которой будет продаваться в рознице готовая продукция. В ближайшее время и компания "Гута Текстиль" будет развивать швейное производство на базе своего Центра эффективной моды.