Журнал Куклы в народных костюмах
В одежде семейских прослеживались и другие межэтнические элементы. Журнал и фарфоровая кукла в костюме.
53 выпуск журнала коллекции - Летний костюм Иркутской губернии (семейский костюм). Журнал с рассказом об истории региона и о костюме, а также фарфоровая кукла (размер чуть меньше 20 см) в костюме данного региона.
Этот номер вышел в начале 2014 года.
Облик традиционного костюма семейских складывался постепенно. В нем прослеживались элементы одежды из самых разных регионов России и ближнего зарубежья.
Русские мотивы в костюме семейских доминировали, это прежде всего яркие цвета нарядов и обилие узоров.И с севера, и с юга.
По происхождению элементы семейского костюма можно условно разделить на три части: приобретенные во время жизни староверов в Речи Посполитой и заимствованные у ближайших соседей — коренных русских сибиряков и бурятов после переселения в Забайкалье.
Русские мотивы в костюме семейских доминировали, это прежде всего яркие цвета нарядов и обилие узоров, дутые бусы и бисерные гайтаны, живые и искусственные цветы, а также птичьи перья, которыми украшали женские головные уборы.
Южно-русское влияние определило и состав головных уборов семейских женщин: с копытообразными кичками здесь носили позатыльники. В праздники кички покрывали нарядными шапочками-чехлами — кокошниками. Однако слово кокошник
имеет северо-русское происхождение, на севере же были заимствованы мотивы узоров, которыми расшивали эти головные уборы. Также с севера России семейские переняли традицию ношения прямого сарафана, состоявшего из шести полос, и женских рубах с прямыми поликами.
В одежде семейских прослеживались и другие межэтнические элементы. Их мужские рубахи и широкие штаны-шаровары характерны для восточных славян. Само же название шаровары
считается заимствованием из иранских языков. Не исключено, что в Забайкалье это слово попало из Ветки и Стародубья — польских поселений, где семейские проживали до переезда в Сибирь.
53 выпуск журнала коллекции - Летний костюм Иркутской губернии (семейский костюм).
Повязывание платка чалмой имитирует яркий элемент городского костюма в Польше — тюрбан
или чалму
, этот головной убор носили польские аристократки.
После того как семейские обосновались в Забайкалье, их одежда стала меняться под влиянием местных экономических и природных условий. Переселенцы стали использовать больше покупных тканей, привозимых из Китая. В комплексе костюма из-за более сурового климата Забайкалья появились дополнительные предметы — меховые шапки и кожаные штаны для охоты, теплые варьги, или варежки, зимняя обувь, практически полностью заимствованная у сибиряков-старожилов и частично у бурятов. Верхняя одежда стала разнообразной. Получили распространение халаты и женские халатики без застежек. Чаще всего их просто накидывали на плечи, а с рукавами надевали только при походе в молельный дом.
Лицо куклы, головной убор с "золотым" украшением.
Костюм семейских разнился в зависимости от места расположения села. Так, в регионах, граничивших с бурятами, носили заимствованные у соседей элементы одежды, например, куртики — плотные короткие кафтаны с вышивкой на лацканах. В регионах, близких к русскому населению, женщины носили одинаковые рубахи с прямыми поликами и прямые сарафаны на лямках с более широкой обшивкой сверху. Разными у них были только головные уборы — сибирячки носили повойники, а семейские — кички и кокошники.
Подробнее фото куклы смотрите здесь: Куклы в народных костюмах №53 - летний костюм Иркутской губернии.
Номера журнала этой серии в интернете продаются здесь.
Словарь народного костюма:
Гайтан — нагрудное украшение, сплетенная из бисера полоска или шнурок.
Намитка — головной убор замужней женщины, длинная полоса белого, очень тонкого льняного полотна, которую завязывали особым образом. В старину бытовала в Литве, Белоруссии, Украине и южных областях России.
Свита — длинная распашная верхняя одежда, прилегавшая к телу вверху и расширявшаяся книзу.